Инициатива содержится в общенациональном плане действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости и доходов населения. Рабочая версия документа, совместно подготовленного Минэкономразвития, Минтрудом и Минфином по поручению премьера Мишустина, направлена в правительство. Финальная редакция должна быть готова к 25 мая.
Сегодня досрочно уйти на пенсию могут, во-первых, те, кто потерял работу за два года до наступления пенсионного возраста, во-вторых, те, чей трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 для мужчин. Еще одно ключевое условие: в службе занятости должны подтвердить, что у таких людей не вышло устроиться на новое место, несмотря на все усилия.
В новом плане речь идет о гражданах, которым до выхода на отдых осталось три года. То есть о женщинах в возрасте 53,5 лет и мужчинах 58,5 лет. Условие по обязательному наличию трудового стажа в документе отсутствует.
Казалось бы, в ситуации текущего экономического кризиса предложен шаг в правильном направлении. Но независимые эксперты видят при реализации инициативы множество подводных камней.
Не секрет, что многие предпенсионеры трудятся «в серую», без оформления трудовых отношений из-за низкого спроса на возрастных сотрудников. Все они окажутся за бортом законодательства, охватывающего лишь сферу официальной занятости. Кроме того, в целом ряде случаев претендентам на досрочную пенсию непросто будет подтвердить, что в их компании (или на предприятии) были сокращения или что она закрылась из-за пандемии. Есть также немалый риск того, что работодатели станут активно избавляться от такой категории работников, перекладывая ответственность за них на государство.
Предлагаемая схема выглядит крайне неуклюже, считает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук Оксана Дмитриева. По ее словам, в отношении предпенсионеров напрашивается другая, более логичная, не требующая администрирования антикризисная мера – отмена пенсионной реформы. Чтобы люди, оказавшиеся в уязвимом материальном положении, обрели право выйти на пенсию так, как они задумывали ранее. Сегодня некоторые предпенсионеры не уволены, а отправлены в неоплачиваемый отпуск, другие же – на больничный, причем с сокращением фактического заработка.
«Если вернуться к прежнему пенсионному возрасту, то это, ко всему прочему, снимет нагрузку с работодателей, даст им пространство для маневра, - отмечает депутат. – Сейчас, если вы захотите досрочно выйти на пенсию, вас должны уволить. Но государство не заинтересовано в высокой официальной безработице, оно поощряет тех работодателей, кто сохраняет персонал, оно дает им кредиты на выплату зарплаты, которая должна быть не ниже прожиточного минимума в 12130 рублей. Эти две практики противоречат друг другу. Новая правительственная инициатива еще сильнее сталкивает лбами работодателя и работника».
Оксана Дмитриева напоминает, что в середине апреля она, как депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, предложила из-за пандемии вернуться к пенсионному возрасту 55 и 60 лет. Если бы в июне инициатива обрела силу закона (на этой неделе ее рассмотрит Комитет по законодательству Законодательного собрания), то уже с лета пенсию смогут начать получать около 2 млн граждан из «групп риска». В 2021 году к ним прибавится ещё миллион. Это потребует увеличить пенсионные выплаты на 202,6 млрд рублей в нынешнем году и 272 млрд рублей в 2020-м и 2021 годах соответственно.
Дмитриева говорит, что она против «вертолетной» раздачи денег населению (не путать с прямыми выплатами), поскольку в условиях кризиса и ограниченных финансовых ресурсов помогать надо отдельным, наиболее уязвимым категориям: семьям с детьми, людям, потерявшим работу, предпенсионерам. Так что как раз такие выплаты представляются ей целевыми и обоснованными. Да и для государства, имеющего многотриллионный «загашник» в виде Фонда национального благосостояния, такие траты не будут разорительными. Впрочем, ни малейшей уверенности в том, что план Дмитриевой воплотят в жизнь, нет.