По словам Дитриха, существуют два прогноза того, как будет восстанавливаться отечественная авиастроитель в условиях пандемии. Оптимистичный вариант позволяет надеется, что пассажиропоток упадет за год на 53%, а базовый прогноз говорит, что количество клиентов снизится на 75%. «То есть, мы какое-то время полежим и, соответственно, если мы начнем интенсивные полеты не в июле, а осенью, то потенциально мы перевезем четверть от того объема пассажиропотока, который был в прошлом году, и восстановим окончательно отрасль только к сентябрю будущего года», — заявил министр.
Как полагают независимые эксперты, глава Минтранса не сгущает краски. Еще в марте представители авиационной отрасли говорили, что убытки российских авиакомпаний от ограничения полетов из-за пандемии COVID-19 в такие страны как Китай, Израиль, Италия, Испания, Франция, Германия только в этом году могут достигнуть 100 млрд рублей. В целом в 2019 году примерно в 30 европейских государств, с которыми Россия ограничила авиасообщение, выезжало около 17 млн россиян — более половины летели самолетами.
По мнению руководителя интернет-портала Avia.ru Романа Гусарова, не стоит забывать, что в результате ограничений, которые вводятся в связи с эпидемией, сокращаются не только перелеты отечественных пассажиров за границу. Также существенно сокращается пассажиропоток из-за рубежа. «Это около 40 млн человек в год», — уточняет эксперт.
Ну а внутри страны, по его оценке, только в мае стоимость продажи и бронирования авиабилетов в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года выросла более чем на 10%. Это подтверждают данные билетного сервиса OneTwoTri: средняя стоимость билета экономкласса в одну сторону внутренних авиалиний поднялась на 12% — с 5,7 тыс рублей в марте до 6,4 тыс рублей в апреле.
Полет в обе стороны, как сообщает портал «Купибилет», в апреле вырос в цене почти на 20%. В тоже время Росстат сообщает, что в апреле средняя стоимость полета экономклассом выросла до 5,3 тыс рублей из расчета на 1 тыс км, что почти на 6% превосходит среднюю цену билета в этом марте и на 4% — в сравнении с апрелем прошлого года. Выше этой отметки стоимость авиабилета поднималась только в посткризисном 2010 году — тогда она составляла 6,5 тыс рублей.
Такая статистика может оказаться приговором для российской авиаотрасли. По словам Гусарова, сейчас на нашем рынке существует около 100 перевозчиков. Но только 10% из них обеспечивают 90% всех основных рейсы, которыми пользуется большинство населения. Следовательно, при росте затрат на перевозку, небольшим компаниям придется покинуть рынок, даже если они совершали один-два рейса в день. В ином случае, стоимость их билетов, которая и так грозит вырасти минимум вдвое, станет сравнимой с тарифом на полет в космос.
Кстати, министр Дитрих пояснил, что рассадка пассажиров в салонах самолетов с учетом социального дистанцирования, приведет к новому взлету цен на билеты. « Действительно, в этом случае в салонах станет вдвое меньше пассажиров, что опять же скажется на стоимости билетов. Клиентам придется накидывать еще не менее 60%. Легче будет ходить пешком, а полеты на самолетах снова, как на заре авиатранспорта, станут предметом роскоши, но никак не средством передвижения обычного человека», — полагает Роман Гусаров.
Читайте также: Россиян ждет бум банкротств: закон упростил путь в долговую яму