Сейчас стоимость нефти растет — всего за неделю котировки Brent увеличились более чем на 50% — с $20 до 31 за баррель. Эксперты связывают рост цен с новой сделкой альянса ОПЕК+ о серьезном сокращении объемов добываемой нефти, заключенной в апреле. Но надолго ли хватит у биржевых игроков и фундаментальных инвесторов оптимизма?
Данные Goldman Sachs о перенасыщении мирового рынка нефти выглядят весьма впечатляющими: мощности для хранения нефтеперерабатывающих заводов Индии, одного из основных потребителей углеводородов, задействованы на 95%.
Аналогичные тревожные звоночки поступают из Европы: поставки в Великобританию, Германию, Францию, Италию и Испанию превышают спрос примерно на 50 млн баррелей в неделю. Хранилища главного американского нефтяного хранилища в Кушинге заполнены более чем на 80%. К началу лета, как полагают эксперты, места для хранения углеводородов будут окончательно заполнены.
Реальна ли эта угроза для мира в целом и России в частности? Что будет происходить с ценой барреля - он опять упадет ниже нуля, как в 20-х числах апреля? Озабочены ли в мире строительством новых хранилищ? С этими вопросами «МК» обратилась к экспертам: члену-корреспонденту РАН, завкафедрой РГУ нефти и газа им. Губкина Елене Телегиной и ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
- Угроза от аналитиков Golden Sachs реальна? В Интернете появились видеосъемки из Венесуэлы — на них можно увидеть, что нефть из бункеров буквально выливается на землю. Как это можно объяснить?
Телегина: Подобные кадры, скорее всего, можно назвать несколько преувеличенными и рассчитанными на необъективное восприятие непрофессионального зрителя.
В апреле майские фьючерсы действительно торговались по отрицательной цене. Всем было понятно, что в ином случае нефть продать будет невозможно. Сейчас ситуация не изменилась. Практически все мировые нефтяные хранилища заполнены. Вполне возможно, что подобное драматичное положение сохранится еще один-два месяца, но к середине лета спрос немного восстановится, благодаря действию сделки ОПЕК+, и постепенному восстановлению спроса на сырье после выхода из пандемии.
Юшков: Конечно, новая сделка ОПЕК+ должна заработать. Правда, не стоит ждать моментального эффекта от одобного договора.
Заключение соглашения позволило намекнуть производителям и покупателям сырья, что наземным нефтехранилищам и морским танкерам в ближайшее время придется столкнуться с поставками новых объемов сырья. То есть хранить нефть стало менее выгодным, чем ее продавать. Тем не менее, спрос в один момент не вырастет.
Не исключено, что производители будут сбрасывать сырье в море, лишь бы сохранить доступные объемы для наполнения свежими углеводородами. Пока место для хранения нефти есть — даже на знаменитом американском «Кушинге» существуют доступные объемы для их наполнения «черным золотом». Но постепенно ресурсные базы заполняются. Примерно в июле, если участники соглашения ОПЕК+ будут выполнять свои обязательства, рынок вернется на докризисные уровни и объемы нефти, которые предлагают трейдеры, не будут превышать спрос на углеводороды.
- Можно ли оперативно создать новые подземные хранилища нефти, в том числе за счет использования уже исчерпанных месторождений, которые могли бы стать природными резервуарами для содержания сырья?
Телегина: Это не самый эффективный способ хранения. Крайне не экономично сначала добывать нефть, а потом закачивать сырье обратно в пласт.
Создать крупное подземное хранилище нефти можно менее чем за год. Обойдется подобный проект в несколько миллиардов долларов. Только надо учитывать, что его обслуживание, когда спрос на нефтепродукты будет расти, окажется в несколько раз дороже, нежели услуги, которые подобный бункер сможет оказывать. Поэтому ни о каких новых мощностях по хранению сейчас в мире не слышно.
Юшков: Надо понимать: за три дня и даже за три месяца новое нефтехранилище не построишь. А когда подобное сооружение, требующее серьезных инвестиций, будет создано, оно, скорее всего, будет уже никому не нужно — если спрос на нефть вырастет, то хранить значительные объемы сырья не станет выгодно. Зачем держать нефть «за пазухой», если ее можно с выгодой продать и не растрачиваться на услуги по ее содержанию.
Даже сейчас производителям гораздо дешевле обходится аренда переполненных нефтебункеров или морского транспорта, нежели строительство дополнительных хранилищ. Подобные емкости спасут только в кризисные времена. В отсутствие таких ударов, как коронавирус, они будут простаивать и отнимать деньги на обслуживание.
Хранилища нефти всегда находились на территории стран-импортеров. Крупные проекты собираются реализовывать в Китае. Россия, как поставщик нефти, всегда располагала лишь перевалочными базами, способными обеспечить стабильную транспортировку, но не долговременное хранение сырья.
- Еще в марте стоимость ежедневного фрахта супертанкеров, перевозящих углеводороды в Китай, выросла до $250 тыс. На это повлияли планы Саудовской Аравии нарастить добычу и бронирование судов для хранения дешевой нефти. Сколько сегодня стоит аренда морского супертанкера, способного хранить несколько сотен тысяч баррелей нефти?
Телегина: Это крайне конъюнктурный вопрос. Стоимость фрахта взлетела чуть ли не в десять раз. Но даже за такие деньги будет крайне сложно найти доступные вместилища для хранения углеводородных ресурсов. В акваториях крупных портовых городов стоят несколько десятков супертанкеров полные под завязку, которые ждут, когда их разгрузят.
Юшков: Аренда морских супертанкеров в последнее время, конечно, выросла. Правда, тут есть парадокс. Если арендовать танкер на два месяца, когда стоимость барреля не превышает $20, к концу истекающего срока аренды можно оказаться в убытке. Хранение дешевой нефти — это крайне сомнительная перспектива. Нефть, как и другое углеводородное сырье, лучше продавать по мере поступления, а не хранить ее «под подушкой», как доллары или золото.
Читайте материал "Нефтью залито все: с хранилищами творится ад"