Руслан ГРИНБЕРГ, научный руководитель Института экономики РАН:
«За понятием «вертолетные деньги» скрывается прямая финансовая помощь населению, оказавшемуся в беде. В России примерно 8 млн официальных наемных работников, занятых на малых предприятиях и оказавшихся в наиболее сложной ситуации, еще 8 млн трудятся «в тени», 5 млн самозанятых и около 4 млн мигрантов. Итого: 25 млн нуждающихся. Никакой эффективной альтернативы прямым выплатам я не вижу. Например, люди пришли на биржу труда и получили, предположим, 20 тыс. рублей в месяц. На всех —500 млрд рублей. На 2 месяца потребуется 1 трлн. Это вполне посильные и реальные для нашего государства траты. Надо безотлагательно применить эту меру. Разговоры о том, что нельзя раздавать деньги, потому что рубль не является резервной валютой, не имеют к делу никакого отношения. Речь идет о выплате денег, чтобы граждане могли просто существовать. Люди не по своей воле оказались в таком положении. Государство должно заботиться о своих гражданах. Если говорить о рисках от прямых выплатах, они есть, но, на мой взгляд, минимальны. Определенное повышение денежной массы, которая потенциально может спровоцировать рост инфляции, компенсирует те средства, которые утратили наемные работники. В наших условиях, когда идут разговоры о второй волне пандемии и продлении самоизоляции, такая мера необходима просто для физического выживания миллионов людей. У нас нет дефицита бюджета, но людям не выделяют деньги — это скандал. У тех. кто отвечает за экономический блок, наблюдается какая-то порочная бережливость, что в текущих условия совершенно не к месту».
Сергей ЖАВОРОНКОВ, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара:
«Если власти не хотят помогать прямыми выплатами, нужно все открыть и перестать держать людей на карантине. Пора определиться и выбрать одно из двух: либо продолжить заставлять людей не работать и давать им существенные выплаты, а не жалкий МРОТ в размере 12130 руб ($160), либо отменять все карантинные ограничения. В России очень маленький МРОТ, сопоставимый с минимальным размером оплаты труда на Украине, которая в три раза беднее нашей страны по душевому ВВП, или в Армении. МРОТ в Литве больше $600 и тем гражданам, которые там вынуждены сейчас не работать, выплачивается 90% зарплаты, но не выше уровня МРОТ. Между тем, Литва сопоставима с Россией по душевому ВВП. При этом, кроме «вертолетной» помощи, есть другие способы поддержки. Например, можно выделить средства не каждому человеку, а только тем, чей семейный доход не превышает определенную сумму. Словом, варианты помощи существуют, но власти не желают их использовать. В таком случае, пусть государство отменяет все введенные ограничения, открывает магазины и рестораны, возвращает экономическую жизнь, чтобы люди, как прежде, сами себя обеспечивали. Такой подход применяется, например, на Тайване, в Южной Корее, а также в американском Техасе».
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Законодательного собрания Петербурга, доктор экономических наук:
«Вертолетная» раздача денег доступна только тем странам, которые печатают резервную валюту, например, США. Между тем, прямые выплаты предпочтительнее, чем гарантии и отсрочки по кредитам. Они нужны как обычным гражданам, так и субъектам РФ. Кризис приведет к серьезному дефициту как федерального и региональных бюджетов, так и внебюджетных фондов. Покрывать его необходимо не займами, а прямой эмиссией, средствами резервного фонда. Например, малым предприятиям должны дать не отсрочку по налогам, а полностью освободить от них. Нужны не кредиты на заработные платы, а прямые субсидии. Меры должны быть очень дифференцированными и продуманными. Безусловно, и предприятиям, и гражданам потребуется освобождение и дополнительные субсидии на оплату услуг ЖКХ (около 200 млрд рублей). Мы подготовили предложение, чтобы с первого июня начать выплачивать работающим пенсионерам те же деньги, что и неработающим. Многие работающие пенсионеры сейчас находятся в неоплачиваемом отпуске или им сократили зарплаты (потребуется 100 млрд рублей в 2020 году). Мы также предлагаем вернуться к старому возрасту выхода на пенсию — 55 и 60 лет. Такая мера снизит нагрузку на работодателей. Необходимо понимать, что на все это необходимо примерно 1,5 трлн рублей. Лучше госзаказ, чем раздача денег. Например, дать госсзаказ гостиницам на размещение медицинских работников. Люди будут располагаться в пешей доступности от больниц, не будут подвергать опасности свои семьи и не станут пользоваться общественным транспортом. С одной стороны, эта мера обеспечит безопасность медработников, с другой, это госзаказ для мест размещения, на что может уйти более 50% всего номерного фонда. Предприятиям общественного питания можно дать заказ на обеспечение едой всех тех, кто находится в тяжелой жизненной ситуации. Такие возможности позволят некоторым предприятия выжить. Для «вертолетной» же раздачи денег у государства нет ресурсов».