Сейчас Сергей Глазьев, долгие годы проработавший советником президента РФ, занимает должность министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия является международным регулирующим органом для Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Таможенного союза и Единого экономического пространства. В середине апреля Глазьев предложил ввести в ЕАЭС налог на неторговые валютообменные операции, чтобы ограничить вывод капитала за рубеж, а поступления от сбора использовать для борьбы с коронавирусом. Тогда же экс-советник президента обвинил ЦБ в мартовском падении курса рубля после обвала мировых цен на нефть из-за срыва сделки ОПЕК+. Он заявил, что краха деревянного удалось бы избежать, если бы Банк России «исполнял свою конституционную обязанность по обеспечению устойчивости курса нацвалюты».
Заявления Глазьева возмутили Центробанк. В своем письме регулятор называет представленную министром ЕЭК информацию неточной и искаженной. В текущих условиях рыночной волатильности такое недопустимо, считают в ЦБ.
Похоже, в стройных рядах российских чиновников идеологический раздрай, а на фоне всеобщей беды должно быть единодушие. Таких репутационных рисков и призывает избежать регулятор. Предложенное Центробанком решение – «рассмотреть целесообразность проработки оптимизации коммуникационной деятельности» Глазьева. Переводя с чиновничьего языка на человеческий, ведомство Набиуллиной просить заткнуть рот своему оппоненту.
Глазьев давно и последовательно критикует кредитно-денежную политику в исполнении Набиуллиной. Он ругал ЦБ за попустительство в борьбе с валютными спекулянтами, критиковал переход от таргетирования курса рубля к таргетированию инфляции, из-за чего инфляция, по его мнению, поднялась в два раза. Глазьев посвящал целые выступления разоблачению Центробанка. В своих нападках на регулятора он говорил, что ЦБ отбросил страну в архаику Средневековья и довел экономику до инфаркта. Экономист является сторонником денежной эмиссии и призывает включить печатный станок, что должно запустить реальный сектор экономики. Эти идеи противоречат курсу на резервирование свободных денег, который ведет финансово-экономический блок правительства.
«Центробанк настаивает, что денежная эмиссия только ускорит инфляцию, а напечатанные деньги утекут за рубеж, если не будет жесткого валютного контроля. Введение налога на обмен валюты в кризис выглядит абсурдным. Такой «налог на воздух» сейчас только усугубит ситуацию», - отметил экс-министр экономики Андрей Нечаев.
Впрочем, за громкие заявления Глазьева приходилось отдуваться даже Кремлю. Он однажды назвал новоизбранного президента Германии «соучастником нацистского путча в Киеве», а также высказывал предположение, что власти Украины во главе с президентом Владимиром Зеленским хотят заселить в ДНР и ЛНР «уставших от перманентной войны» израильтян.
«Есть определенные правила поведения чиновников в публичном пространстве, если не прописанные, то негласные. Другие ведомства можно критиковать в допустимых пределах, но это вопрос, скорее, корпоративной этики и солидарности госслужащих. Думаю, в ЦБ прекрасно понимают, что заставить замолчать Глазьева нельзя, это противоречит конституционным нормам», - заключил Нечаев.