По бюджетному правилу, Фонд национального благосостояния наполнялся сверхдоходами от продажи нефти, а планкой отсечения была стоимость российской марки Urals в $42,4 за баррель. Однако из-за падения цен на нефть уже с марта в «кубышку» ничего не поступало. Urals пережила падение до $10, а сейчас стоит $26 за бочку.
Вместе с тем, в апреле в ФНБ поступили сверхдоходы за ничто не предвещавший 2019 год. Резервы делятся на ликвидную (живые деньги в рублях) и неликвидную (активы, акции) части. Всего в кубышке было 12,85 трлн рублей, или 11,3% ВВП, но из них порядка 1,8 трлн приходятся на неликвид. Из оставшихся «живых» 11,1 трлн рублей Минфин недавно потратил 2,14 трлн на покупку акций Сбербанка у Центробанка. Большую часть прибыли от сделки ЦБ вернет в бюджет, то есть эти деньги будут выведены из ФНБ. Такой маневр понадобился, потому что по бюджетному законодательству резервы нельзя использовать для целевой поддержки экономики. Но их можно тратить на компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов. На прошлой неделе Силуанов сообщил, что на компенсацию правительство задействует 2 трлн рублей из ФНБ. Вот и останется в кубышке 7 трлн рублей (11,1 – 2,14 – 2 трлн) на следующие три года.
Еще в марте Минфин рассчитывал, что средств ФНБ хватит минимум на шесть лет, а то и на десять. Уточнялось, что это при цене на нефть в $25-30 за баррель. Сейчас именно такая цена, но резервам уже не прочат долгих лет. Однако и последняя оценка Силуанова слишком оптимистична, считают эксперты. По мере ухудшения ситуации с коронавирусом и продления карантина, залезание в «кубышку» неизбежно.
«Пагубное влияние на российскую экономику больше оказывает эпидемия коронавируса, остановившая производство почти по всей стране, а не падение цен на нефть, как таковое. Чем дольше будут продолжаться карантинные меры, связанные с остановкой производства, тем больше потребуется вливаний в экономику из ФНБ и бюджета», - поясняет замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Однако, поскольку наполняемость ФНБ напрямую связана с ценами на нефть, внимание обращено на рынок углеводородов. «Историю с нефтью контролировать легче, чем неопределенность с коронавирусом. У цен на нефть есть потенциал для роста, связанный с постепенным восстановлением спроса в Китае, которое начнется ориентировочно в конце II квартала. Плюс включились механизмы ОПЕК+ и теперь уже частично G20», - рассказывает эксперт.
Вместе с тем, есть вероятность, что в надежде на восстановление рынка, правительство может решить не пользоваться резервами на антикризисные нужды до момента, пока цены на нефть не вырастут. По словам Силуанова, на поддержку экономики планируется направить 3 трлн рублей, что эквивалентно 2,8% ВВП. По сравнению с другими странами, такие меры скромны: развитые государства выделили по 10-15% ВВП. Экономия правительства связана с тем, что в России используются не прямые, а косвенные методы поддержки частного сектора: освобождение от налогов, кредитные каникулы, напоминает Наталья Мильчакова. «Так что, в случае более длительных карантинных мер государство, скорее, будет использовать больше косвенных методов поддержки бизнеса, а с дорогостоящими прямыми мерами придется подождать, пока цены на нефть не вернутся как минимум на уровень $45-50 за баррель», - прогнозирует собеседница «МК».
Читайте также: России пора отказаться от золотовалютных резервов