О том, что человечеству грозит самая глубокая рецессия со времен Великой депрессии 1929-1933 года, не сказал только ленивый. Вот и агентство Bloomberg, вместе с банками JPMorgan и Citigroup, примкнули к общему гласу. По их оценкам, спад будет кратковременным, однако национальным экономикам – даже при беспрецедентных уровнях монетарного и фискального стимулирования - потребуется не один год, чтобы наверстать упущенное в эти месяцы.
И это еще не весь отсчет потерь! На фоне распространения коронавируса размер совокупного долга всех стран по итогам текущего года может увеличиться до 342% мирового ВВП, отмечено в исследовании американского Института международных финансов (Institute of International Finance, IIF). В 2019-м он вырос до рекордных 322% ($255 трлн). Этот показатель, рассчитываемый и ежеквартально обновляемый аналитиками IIF, включает долги правительств, банков, нефинансовых корпораций и домохозяйств. Сейчас он на 40 процентных пунктов ($87 трлн) превышает показатель на начало финансового кризиса 2008 года. Экономический эффект от пандемии может привести к обнищанию еще примерно 500 млн жителей планеты, сообщает Oxfam - международное объединение организаций по борьбе с бедностью.
Ясно, что нынешний кризис, усугубляемый пандемией и срывом нефтяной сделки ОПЕК+, будет намного глубже и тяжелее всех предыдущих. Вопрос – насколько? Все оценки очень сильно «гуляют», говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Пусть даже звучат они из уст таких уважаемых персон, как экс-госсекретарь США Генри Киссинджер и глава Совета по международным отношениям Генри Хаас. Ситуация меняется с каждым часом, выставляя политиков и экономистов с их оценками и прогнозами в дурном свете.
Что касается России, то, по словам Портанского, истинный масштаб беды пока неведом. Власти пытаются нащупать момент, который позволит им относительно точно определить размер потенциальных потерь, но эта реперная точка постоянно ускользает. Ко всему прочему, отмечает собеседник «МК», Россия располагает существенно меньшими резервами для оказания прямой финансовой помощи населению и бизнесу, чем развитые страны.
Тот же Bloomberg, кстати, рассуждает о том, почему российское государство так мало тратит на спасение экономики – лишь около 2% ВВП (в 2008 году было 10%). Агентство связывает поведение властей с тем, что они готовятся к затяжному периоду дешевого сырья и хотят растянуть имеющиеся резервы на максимально длительный срок. Такие действия чреваты более глубокой рецессией и более медленным восстановлением, предупреждает эксперт Bloomberg Economics Скотт Джонсон.
Ранее Forbes оценил фискальные меры поддержки крупнейших экономик. Абсолютный лидер по щедрости – Германия, чей стимулирующий пакет эквивалентен 37% внутреннего валового продукта. Италия выделит сумму примерно на 20% ВВП, Великобритания, Испания и Франция – от 14% до 16% ВВП. Соединенные Штаты – более 12%.
«Мир одновременно столкнулся с параличом и спроса, и предложения, чего не было в рецессию 2008-2009 годов, - отмечает член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Руслан Гринберг. – Непонятно, каким образом, как долго и с какими мучениями мы все будем выходить из этой совершенно невообразимой истории. Уровень неопределенности в глобальной экономике был высок и до коронавируса, а сейчас он зашкаливает».
Оценивая действия российского руководства, собеседник «МК» называет их недостаточными. По словам Гринберга, пресловутый «загашник» в виде Фонда национального благосостояния ( в нем свыше 12 трлн рублей) вызывает все больше вопросов. Наступают черные дни, а государство чего-то ждет, не тратя лишние деньги (профицит бюджета, золотовалютные резервы) ни на поддержку экономической активности, ни на стабилизацию курса рубля. Такая выжидательная позиция, по мнению собеседника «МК» – абсолютно иррациональна, тем более в условиях, когда есть определенная подушка безопасности, а госдолг ничтожен. «Правительство не должно бояться, что финансовая помощь уйдет не по адресу, окажется в руках «недостойных». Ему следует скорбеть по поводу того, что деньги не получат десятки миллионов бедствующих людей, погибающий малый и средний бизнес», - утверждает Гринберг.
Читайте также: Прогноз на будущее России при коронавирусе: "Изменится все"