Первыми без поездок за рубеж остались те, кто планировал отпуск на март–апрель. Теперь паниковать и требовать вернуть их кровные пришел черед путешественникам, купившим путевки на майские праздники и летний сезон.
Екатерина Чеботарева вместе с подругами в начале 2020 года купили тур в Грецию, на остров Крит. Поездка должна состояться 7 мая. Из-за распространения коронавируса и закрытия границ девушки приняли решение остаться в России: консульства приостановили процедуру оформления шенгенских виз, а авиаперевозчик убрал со своего сайта информацию о рейсе Москва—Крит. Туроператор в свою очередь отказал клиентам в полном возврате средств. «Все туры, забронированные до 20 апреля, были автоматически аннулированы туроператором. Средства по этим турам не возвращаются. Они остаются у компании на депозите. Туристы смогут воспользоваться ими до 2021 года: перенести поездку на другие даты, изменить маршрут», — рассказали Екатерине в турагентстве. Все, что предложили девушке для успокоения, — это гарантийное письмо, подтверждающее, что деньги клиентов находятся на депозите. По словам туроператора, пока полетная программа приостановлена до 30 апреля, а значит, формально рейс, намеченный на 7 мая, должен состояться.
Если же оператор объявит себя банкротом — что будет с деньгами, которые находятся на каком-то там депозите? Это главный вопрос, который волнует сейчас девушек. И наверняка их опасения разделяют многие горе-путешественники, оказавшиеся в подобном положении.
Участники рынка, в свою очередь, призывают туристов войти в их положение и не поддаваться истерии. Если число заявок на возврат сократится, операторы смогут остаться на плаву и разгрести тот вал обращений, который уже накопился. «Если паника продолжится и количество запросов от путешественников не сократится, компании встанут в ступор и объявят о том, что они банкроты. Далее они разделят средства из фонда персональной ответственности, в который каждый оператор вносит 1% от оборота, и выплатят туристам только ту сумму, которая у них есть. Естественно, денег фонда не хватит на всех пострадавших. Выходит, только из-за паники потребители могут остаться без выплат», — предупреждает глава Союза туристических агентств Сергей Голов.
Когда путешественники отказываются от туров, они требуют возврата потраченных денег в полном объеме, что включает в себя и комиссионные вознаграждения турагентств. Речь о средствах, из которых выплачиваются зарплата сотрудникам компаний, аренда офисов…
По мнению эксперта, государство в большей степени будет поддерживать авиакомпании и туроператоров. На сегодняшний день власти не рассматривают способы поддержки турагентств. «Клиенты не хотят слушать никаких объяснений. Грозятся судами, — говорит собеседник «МК». — Если отдавать туристам всю сумму, включая 6% комиссионных, агентства ждет крах».
Правительство предпринимает меры, чтобы сделать ситуацию менее катастрофической: обсуждаются варианты налоговых каникул для туроператоров, отсрочек по различным платежам. Но конкретики пока нет, что, естественно, заставляет нервничать и участников рынка, и их потенциальных клиентов.
По мнению Ломидзе, обсуждаемые сейчас для отраслевой поддержки меры — действенные, но их будет недостаточно, чтобы нивелировать последствия кризиса: ведром воды пожар не зальешь. И дело тут не в российской экономике или политике: такая же ситуация во всем мире.