МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Падение рубля и нефти: Минфин успокоил россиян

Средств ФНБ достаточно для покрытия потерь бюджета на протяжении 6–10 лет

Измотанный коронавирусом «Титаник» мировой экономики стремительно и неотвратимо входит в очередной кризис циклического характера. Об этом говорят зримые составляющие идеального шторма — и начатая Саудовской Аравией ценовая война на рынке углеводородов, и исторический (на 31%) обвал нефтяных котировок, и падение основных фондовых индексов Европы (от 6,25 % до 9,5%), и рекордные цены на золото на торгах в Азии. Что касается России, то ее макроэкономическую стабильность, заявляемую властями, ждет испытание на прочность.

Фото: Алексей Меринов

На фоне распада сделки ОПЕК+, в рамках которой производителям удавалось поддерживать относительно высокую цену на нефть, рухнула на треть цена марки Brent — до $31,43 за баррель. Следом на международном валютном рынке взлетел курс доллара — до 75 рублей, и евро — до 82. По оценке газеты Wall Street Journal, речь идет о развернутой Саудовской Аравией «агрессивной кампании» по захвату доли российского рынка. Уже в апреле Эр-Рияд увеличит производство до 10 млн баррелей в сутки. В этой связи инвестбанк Goldman Sachs вполне резонно предположил, что в скором времени цена барреля снизится до $20.

«Сейчас экспортеры будут сражаться между собой за рыночные ниши, действуя всеми правдами и неправдами, предоставляя любые скидки, — рассуждает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. — И они будут стараться добывать столько нефти, сколько это вообще возможно. Китай, основной потребитель на планете, еще не оправился от коронавируса, по той же причине во многих странах не восстановился прежний уровень спроса на нефть. Нынешний дисбаланс между спросом и предложением означает очень простую вещь — сбитые цены».

Да, общемировой спрос ожидало неминуемое сокращение, но не сегодня. Назывались даже разные даты — 2035 год, затем 2030-й, затем 2025-й. Шоковая история с коронавирусом сдвинула это событие в наши дни, и спрос обрушился в одночасье. На эту ситуацию накладывается игра участников фондового рынка — тех, кто покупает и продает не саму нефть, а «бумажки» — фьючерсы, спреды и прочие деривативы. Как отмечает Крутихин, цены будут формировать в основном биржевые игроки, и, поскольку им выгодна волатильность, позволяющая зарабатывать деньги на каждом скачке, они будут ее всячески поддерживать.

«Главная причина обрушения нефти — рекордное падение спроса на фоне явного торможения мировой экономики и рисков глобальной рецессии, — согласен старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. — Если ситуация начнет выравниваться, нефть и рубль отскочат, если же впереди длительный период низких котировок, это, даже несмотря на слабый рубль, создаст проблемы для бюджета. Он тогда будет временно поддерживаться за счет средств ФНБ. Может даже потребоваться оперативная антикризисная программа».

Рынки капитала оказались ввергнуты в сильнейший стресс, отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Разлад между Москвой и Эр-Риядом привел ко второму по своим масштабам в истории ценовому обвалу — последний раз нечто подобное видели в 1991 году. Теперь с 1 апреля никого из участников ОПЕК+ не будут связывать какие-либо обязательства, а это значит, что каждый будет самостоятельно определять для себя объемы добычи сырья в зависимости от планов.

«Техническая картина торгов Brent показывает, что высокая степень неопределенности чревата ценами и в $25, и в $15 за баррель. Что касается курса рубля к доллару, то он может в моменте «дернуться» в область 77–80 рублей, а в течение 2020 года войти в коридор 82–90 рублей. Это вполне реально, если ЦБ прямо с утра не будет «дежурить на площадке с триллионными вливаниями», — рассуждает Бодрова.

Между тем ЦБ объявил о приостановке покупок валюты в рамках бюджетного правила. Очевидно, что регулятор не станет безучастно наблюдать за происходящим, говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Минфин, в свою очередь, заявил, что ликвидных активов ФНБ достаточно для покрытия потерь бюджета от падения цен на нефть до $25–30 за баррель на протяжении 6–10 лет. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает такой подход чисто бухгалтерским: мол, если у нас цена отсечения около $42, можно спокойно добирать недостающие $12 из средств ФНБ. Но кризис, в который вступает Россия, априори связан с массой непредвиденных расходов. Сейчас все мы наблюдаем первую фазу глобальной рецессии. Логично, что ЦБ отказался на время от покупок валюты, но падение рубля эта пожарная мера не остановит.

Читайте также: Евро по 85, доллар по 75: рубль и нефть рухнули

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах