Поскольку до декабря еще далеко, с законопроектом может произойти все что угодно. Наверняка его ждут поправки, наверняка он будет не раз пересматриваться, дорабатываться, а то и вовсе уйдет с повестки дня. Пока мы имеем лишь некий каркас, фундамент. Гарантированное получение гражданами страховых выплат, а также правильность исчисления их размеров — этого прежде всего хотят добиться авторы документа.
«История этой реформы началась не сегодня, и не вчера, а лет десять назад, — напоминает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Первоначально за выплаты по больничным листам полностью отвечал Фонд социального страхования. Затем в правительстве решили, что первые три дня нахождения человека на больничном должен оплачивать работодатель, остальные — ФСС».
В этой связи, отмечает эксперт, работники малых и средних предприятий серьезно забеспокоились. Они подумали, что их тем самым лишают законной возможности болеть: поскольку начальству невыгодно платить из своей кассы, им теперь придется переносить ОРВИ и другие легкие недуги в офисе или цеху. Один за другим стали возникать разного рода эксцессы. К примеру, в ряде кавказских республик забастовали рабочие заводов, а работодатели, в свою очередь, пошли на махинации с больничными.
Сейчас, по словам Сафонова, речь идет о том, чтобы в рамках государственной программы цифровизации упростить порядок взаимоотношений ФСС с работниками. В частности, это касается женщин, находящихся в дородовом и послеродовом отпуске. Информация от медучреждения должна напрямую поступать в базу данных ФСС в электронной форме. Это позволит фонду проконтролировать, кто выдает больничные, и исключить возможные злоупотребления. Правда, сложность в том, что Фонд социального страхования, в отличие от Пенсионного фонда, не ведет персонифицированного учета кадров. В его системе зарегистрированы юридические лица, но не физические. Когда в ПФР приходят деньги, они тут же разносятся по счетам конкретных работников.
С точки зрения здравого смысла реформа абсолютно оправданна, она будет способствовать усилению социальной защиты работников, гарантировать им соцвыплаты, отмечает профессор Алексей Зубец из Финансового университета. Очевидно, что в малом и среднем бизнесе готовность предпринимателей оплачивать больничные невелика. Многие работодатели заинтересованы в том, чтобы «отжимать» деньги у своих сотрудников и вынуждать их трудиться больными. Предостаточно и таких случаев, когда начальство увольняет беременных или вышедших замуж женщин.
«С другой стороны, — рассуждает собеседник «МК», — надо сделать так, чтобы реформа не привела к увеличению налоговой нагрузки на труд, а такая угроза существует. Кроме того, не очень пока понятна логистика. Необходимо будет налаживать какие-то новые механизмы документооборота, создавать новые базы данных, которые бы позволили ФСС осуществлять эти выплаты. Сейчас это делается на уровне бухгалтерии, но наверняка понадобятся дополнительные информационные ресурсы».
Между тем у Фонда социального страхования уже есть своего рода аналог предлагаемого механизма. Это пилотный проект «Прямые выплаты», реализуемый с 2011 года совместно с платежной системой «Мир». Суть его в том, что пособия по нетрудоспособности в регионах-участниках (ко второй половине 2020 года таких субъектов будет уже 77) выплачиваются напрямую из ФСС. Работодатель же обязан только представить соответствующие документы в филиал фонда. Выдача пособий никак не связана со сроками выплаты зарплаты: в течение 10 дней после подачи документов человек гарантированно получит свои деньги.