Отбор из трубопровода «Дружба» технологических объемов «черного золота» Минск считает вынужденной мерой. С начала этого года поставки нефти в Белоруссию из нашей страны сократились в несколько раз, тогда как поддержка местных НПЗ требовала постоянного обеспечения углеводородами. Пойти на такой шаг, как полагают в «Белнефтехиме», страна имела полное право. «Это наша нефть. Она находится в наших трубах на нашей территории»,— заявляют в концерне.
Обострения российско-белорусских топливных отношений следовало ожидать. Причем, агрессивные выпады предполагались со стороны Минска. Последняя встреча президентов обоих стран, состоявшаяся 7 февраля, не привела к компромиссу по поставкам российского «черного золота» — Москва отказала в скидках на сырье, на которых настаивали белорусы.
В России повода для беспокойства в поведении Минска не находят. По словам главы аналитического департамента AMarkets Артема Деева, отбор сырья проводится из веток «Дружбы», не задействованных в транзите нефти на Запад, поэтому действия белорусов не скажется отрицательно на поставке углеводородов европейским импортерам. Кроме того, технологическую нефть способны, главным образом, перерабатывать белорусские НПЗ, с советских времен настроенные на «тяжелое» сырье из России. Перегонка «легких» фракций, поступающих их других регионов мира, потребует от белорусов серьезной модернизации мощностей.
До последнего времени Белоруссия закупала всего 24 млн тонн российской нефти в год, из которых четверть шла на внутренний рынок, а остальное Минск перерабатывал для реэкспорта. Другими словами, ежедневные поставки составляли всего около 65 тыс тонн. Пока потери таких объемов грозят лишь неприятным, но незначительным ущербом.
Между тем, главная претензия Минска к российской нефти касается скидок на российское топливо. До 2020 года в контрактах наших нефтяников с белорусами не учитывалась пошлина за поставки сырья в союзное государство, что позволяло Минску экономить 17% от мировой стоимости барреля. Но Лукашенко требует понизить цены еще на столько же. В 2020 году Белоруссия намерена покупать российскую нефть по ценам в 83-85% от мировых. Причем, соглашение о поставках на подобных условия, как заявил первый вице-премьер республики Дмитрий Крутой, должно действовать без учета экспортной пошлины. Другими словами, Москва, как на том настаивает Лукашенко, обязана предоставить дисконт к мировым ценам чуть ли не в треть. В противном случае Минск грозит закупками нефти у альтернативных поставщиков.
Москва пока не склонна обострять ситуацию. По словам замглавы МИД РФ Андрея Руденко, вопросы поставок «черного золота» в Белоруссию и транзита сырья остаются одним из ключевых вопросов сотрудничества двух стран и «решаются в конструктивном, взаимоуважительном диалоге». «Что касается намерения Белоруссии закупать нефть у других стран-поставщиков, то это ее суверенное право», — подчеркнул дипломат.
Эксперты уверены, что достаточных объемов «черного золота» в Казахстане и Норвегии, с которыми Минск ведет переговоры, по ценам, ниже чем в России, Лукашенко не получит. Однако определенную скидку Белоруссия все же выторгует. «Минск не откажется от российской нефти — это очевидно, — уверен начальник отдела инвестиидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Снисходительное отношение к отбору Белоруссией технологический объемов сырья является уступкой России из-за загрязнения «Дружбы» нашей страной в прошлом году». В этом случае инцидент с экспортной трубой грозит нашей стране штрафами в $100 млн, на чем и будет настаивать Батька, рассчитывая на скидки.