Чем результативнее будет борьба с бедностью, тем лучше. А масштаб расходов вселяет такие надежды. Одновременно сразу возникает определенное беспокойство. Оно вызвано тем, что совсем недавно, 15 января, все российские информационные агентства распространили близкие оценки дополнительных госрасходов, необходимых для реализации Послания, за авторством министра финансов Антона Силуанова и президента Счетной палаты Алексея Кудрина. Оба сходились в том, что объем допрасходов колеблется в диапазоне 400–450 млрд рублей в год.
Теперь выясняется, что порядок цифр совсем другой: более 1 триллиона рублей в год. Расхождение более чем в два раза означает, что Послание застало хранителей и ревизоров бюджетных денег врасплох. А раз так, то уже в силу этого, не говоря уже о годами наработанной привычке, они будут притормаживать расходы. Формальный признак этого можно сразу заметить в том, что Антон Силуанов, как в первом случае, когда он оценивал годовые допрасходы в 400 млрд рублей, так и во втором, когда они выросли до триллиона рублей, рапортовал одинаково: «Финансовая стабильность не пострадает».
С одной стороны, а что еще он мог официально заявить? Но с другой стороны, получается, что финансовая стабильность оказывается независимой от удвоения допрасходов, что не может не вызвать сомнения. Эти сомнения могут разрешаться тем, что борьба с бедностью — более высокий приоритет по сравнению с удержанием финансовой стабильности на сегодняшнем уровне, многократно подстрахованным в первую очередь аномально высоким профицитом федерального бюджета, который, стоит напомнить, на конец 2019 года приближался к 2 трлн рублей. Но для Антона Силуанова и Минфина в целом это будет определенная «ломка».
На что пойдут дополнительные расходы? Основные расходы — поддержка малоимущих семей с детьми от 3 до 7 лет — 1 трлн 389,6 млрд руб. и выплаты материнского капитала — 1 трлн 232,7 млрд руб. Другими словами, главная цель — сократить число детей, вырастающих в условиях нищеты.
Что означает столь высокий масштаб социальных расходов с точки зрения макроэкономики и той самой финансовой стабильности? Во-первых, увеличится потребительский спрос. В какой-то мере это подтолкнет общеэкономический рост. Можно предположить, что дополнительный прирост составит примерно полпроцента. И это очевидный позитив. Во-вторых, несколько увеличится рост цен. Здесь пока оценок никто не давал, но есть любопытные предупреждения. Увеличатся расходы беднейшей части населения, а так как их спрос сосредоточен на самом дешевом сегменте, например, на продовольствии, то увеличение спроса может привести к парадоксальному на первый взгляд результату: самые дешевые продукты подорожают. В любом случае с точки зрения борьбы с бедностью рост цен — однозначный негатив. Но экономика любит баланс. И позитива без негатива не бывает. Важно, чтобы рост цен, особенно в чувствительном для малообеспеченных секторе, не оставался без внимания со стороны властей.
Самый же любопытный и пока не проясненный вопрос: откуда возьмутся дополнительные средства? Поправки в бюджет должны появиться 11 февраля. Пока же ясно, что объявлена бюджетная мобилизация. Дополнительные средства появятся за счет переориентации так называемых «условно утвержденных расходов», будут вычищены другие имеющиеся резервы. Главный же источник — профицит бюджета 2019 года. Но все равно остается вопрос о том, прибегнет ли правительство с подачи Минфина к усилению налогового нажима за счет, например, отмены ряда налоговых льгот. Напомним, в том же Послании речи о росте налогов не было, но правительство уже набило руку увеличивать фискальный пресс, формально не нарушая указаний президента.