МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

России грозит потеря четверти миллиарда долларов из-за коронавируса

Туроператоры и железнодорожники спрогнозировали потери из-за ограничения потока китайских туристов

«Популярность» коронавируса растет с каждым часом. Если первые сообщения СМИ об угрозе заражения отечественные туристы пропускали мимо ушей, то игнорировать предупреждающие сигналы официальных представителей власти уже невозможно. Россия отгораживается от подцепившей вирус Поднебесной. Премьер-министр Михаил Мишустин закрыл границу на Дальнем Востоке. Зампред правительства Татьяна Голикова объявила о приостановке железнодорожного сообщения с Китаем, а МИД рекомендовал туристам воздержаться от поездок в эту страну. Выдача электронных виз для китайских граждан также прекращена.

В итальянском порту Чивитавеккья заблокировали круизный лайнер из-за заболевшей туристки из Макао. Фото: AP

Железнодорожное сообщение между Китаем и Россией, кроме направления Москва—Пекин, приостановят в ночь на пятницу. А 31 января будет принято решение о дальнейшей судьбе авиасообщения, сообщила Голикова, возглавившая штаб по противодействию коронавирусу. В то же время некоторые отечественные авиаперевозчики уже отменили рейсы в Поднебесную, не дожидаясь официального запрета. Россияне стали отказываться от запланированных поездок в КНР и спешно меняют маршруты.

В качестве альтернативы Китаю наши отдыхающие выбирают другие азиатские страны — Таиланд, Шри-Ланку, Вьетнам. Такая корректировка планов выгодна участникам рынка. «Туркомпании в большом накладе не останутся, предложат заменить клиентам путевки, наваривая примерно ту же маржу и на измененных маршрутах», — рассказывает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Отметим, что сейчас в Китае находится более 5 тыс. организованных туристов. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, крупнейшие туроператоры осуществляют только возвратные рейсы, а продажа пакетных предложений временно остановлена. По предварительным оценкам, компании выездного туризма могут потерять до $10–11 млн, а те компании, которые обеспечивают прием граждан Китая, — до $100 млн.

Сейчас, по данным АТОР, в России могут находиться 15–30 тыс. туристов из Китая, которые вскоре также вернутся домой. А вот новых групп ждать не приходится: Россия ограничила выдачу электронных виз для китайцев.

Между тем 30 января Михаил Мишустин подписал распоряжение о закрытии границы России на Дальнем Востоке. Ограничено пешеходное и автомобильное сообщение между странами в пяти регионах. Тщательнее досматриваются и грузовые потоки из Китая, так как есть основания полагать, что переносчиками заболевания могут быть не только люди, но и животные. Инспекторы Россельхознадзора работают в пунктах пропуска через границу РФ совместно с Таможенной службой. Проверяются багаж и ручная кладь и не допускается к ввозу животноводческая продукция без заводской упаковки, превышающая допустимые 5 кг и не прошедшая термическую обработку.

«Чем дольше будет длиться эпидемия коронавируса, тем больше будет негативное воздействие на экономику, — убежден руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. — В последние годы туристы из Китая обеспечивали 30% всего турпотока в нашу страну. По данным платежного баланса, в январе-марте прошлого года китайцы потратили в России $264 млн, что в 1,7 раз больше, чем годом ранее, — столько могут потерять в выручке ретейлеры, туристические объекты и сфера услуг за один квартал».

Если говорить о туристических потерях Поднебесной, то только в феврале Китай планировали посетить около 50 тыс. наших туристов. Средние цены на организованные туры в эту страну — около $600. Если каждый турист возьмет примерно такую же сумму с собой на дополнительные расходы, то только за один месяц китайская экономика недополучит от россиян порядка $60 млн, подсчитали эксперты.

Кстати, бюджеты ближайших к Китаю стран — Таиланда и Вьетнама — также недосчитаются огромных сумм. «Китайцы тратили в Таиланде более $1,5 тыс., а турпоток составлял около миллиона человек, — рассказывает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. — Стоит ожидать глубокой коррекции азиатских фондовых рынков, поскольку прибыль теряет не только турсектор, но и ретейл, авиаперевозки, логистические компании, производители товаров, чьи заводы находятся в Китае».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах