ГПП был представлен в октябре 2019 года. Он предполагает добровольное отчисление из зарплаты любой суммы на специальный счет в негосударственном пенсионном фонде. Поскольку проект оказался сырым, на него обрушился град резонных замечаний от ведомств и участников рынка. Минфин пообещал, что с учетом этой критики документ будет доведен до ума и в феврале 2020 года опубликован в новой редакции.
«Мне ближе та позиция, что налог должен начисляться только на инвестиционный доход, — говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Это правильно как с точки зрения экономической целесообразности, так и социальной справедливости. Государство озабочено не тем, какая у нас будет пенсия, оно боится, что мы заберем из НПФ всю сумму и сразу потратим. Да какое его дело, как мы поступим со своими накоплениями? Кроме того, не исключено, что инвестдоход будет отрицательным».
По его словам, можно догадаться, «откуда растут ноги» у этой идеи. НДФЛ в размере 13% регулярно недополучают региональные бюджеты. Соответственно, речь в данном случае идет об очередном удобном источнике их пополнения. Недаром вопросом занимается не Минтруд, а аппарат Минфина и ЦБ, ответственный за финансовую политику.
У варианта уплаты НДФЛ только с инвестиционного дохода есть свои явные сложности, прежде всего технического характера, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Допустим, предполагает он, в течение всего периода накопления человек несколько раз переходит из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Кто кому должен в этом случае передавать данные, где вообще должна храниться эта информация, как будет производиться итоговый расчет, кто ответит за возможную минусовую доходность — на эти и многие другие вопросы нет внятного ответа. Другой вариант — с начислением НДФЛ на всю накопленную сумму — также не отличается чистотой и простотой решения.
«Разумеется, для потребителей он значительно хуже по чисто финансовой причине: платить придется больше, — отмечает Сафонов. — А вообще, очень сложно вовлекать людей в систему накопительного пенсионного страхования, когда условия настолько непрозрачны и непредсказуемы».
По словам эксперта, недоверие — вот основной фактор, по сути ставящий крест на всей задумке. Недоверие граждан к НПФ вытекает из их исторически сложившегося скептического отношения к системе государственного солидарного пенсионного обеспечения. И там, и там государство, выступая регулятором, постоянно меняет правила игры, проводит одну реформу за другой. И что бы ни происходило, россияне знают, что от их усилий, заработков, возраста выхода на пенсию и трудового стажа ничего не зависит: коэффициент замещения (соотношение пенсий и прежних доходов) будет в итоге не 40–50%, как в странах Запада, а 10–15%. То, что имеет для населения смысл и приносит практическую пользу, к примеру в Великобритании, в России не работает. Там люди охотно отдают деньги в негосударственные пенсионные фонды, зная, что ничего не потеряют. У нас с НПФ связываться не хотят.
Что касается выгоды для государства, то она весьма спорная. По мнению главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, ныне существующая ставка НДФЛ в 13% невелика и много денег в бюджет не принесет. Так что мера избыточна.