В конце года американские военные нанесли ряд авиаударов по шиитскому ополчению в Ираке. В то же время усилилась напряженность между Штатами и Ираном. Усугубил ее ракетный удар по аэропорту Багдада, целью которого был легендарный генерал Сулеймани, герой ирано-иракской войны и победитель ИГ (запрещена в РФ) в Ираке.
После этого США и Иран обменялись угрозами. В частности, Дональд Трамп пригрозил нанести удар по 52 объектам в Иране. В свою очередь, парламент Ирака проголосовал за вывод иностранных войск, в том числе американских, с территории страны.
В ответ Трамп потребовал от Ирака компенсации за строительство военной базы США, которую вооруженные силы вынуждены будут оставить. В случае отказа он обещал ввести против Ирака «небывалые» санкции. Против Ирана американские власти ввели санкции в прошлом году, обвинив страну в атаке на нефтяные объекты саудовской Saudi Aramco – крупнейшего экспортера нефти в мире.
Такие события, как обострение конфликтов на Ближнем Востоке, экономисты называют «черным лебедем» - происшествием, которое в одночасье дестабилизирует мировые рынки и экономики стран.
Дело в том, что именно на Ближнем Востоке сосредоточены огромные запасы нефти. Сейчас в конфликт напрямую вовлечены три из пяти мировых производителей нефти: США (2-е место по объему), Ирак (4) и Иран (5).
Косвенно в конфликт вовлечена Саудовская Аравия (первое место по добыче нефти). Кстати, акции компании Saudi Aramco уже упали на фоне тревожных новостей.
Не стоит забывать и о том, что вооруженные силы РФ присутствуют в Сирии, которая граничит с Ираком.
Когда в ближневосточных странах неспокойно, цена на нефть начинает расти. И это уже происходит. Стоимость барреля марки Brent выросла на несколько процентов, пробив отметку в $70 (до этого стоимость равнялась $68-69).
Рост цен на нефть с экономической точки зрения выгоден нефтедобывающим странам, особенно США – в стране большие запасы сланцевой нефти, добыча которой становится рентабельной только при высоких ценах на «черное золото».
Эксперты допускают, что военная агрессия США в отношении Ирака и Ирана могла быть мотивирована интересами американских нефтяных компаний. Подобные прецеденты уже были. Например, введение войск США в Ирак после терактов 11 сентября нефтяные корпорации отметили пятикратным ростом акций и многомиллиардной прибылью.
Впрочем, с Ираном Америка уже давно так не портила отношения. «Обострение отношений США и Ирана после гибели генерала Сулеймани вышло на новый виток, невиданный с момента захвата американских заложников в 70-е годы», - напоминает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Вместе с тем, по его мнению, серьезных скачков в цене на нефть ждать не стоить. «Текущие цены уже учитывают довольно жесткий вариант санкций против Ирана», - говорит он.
Взлета нефтяных котировок на заоблачные уровни не ждет и вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. «Если не будет дальнейшей эскалации конфликта и масштабных ответных терактов, стоимость барреля может закрепиться на уровне $70-80 за бочку, причем в долгосрочной перспективе», - отмечает эксперт.
Нефть нефтью, но у Дональда Трампа может быть дополнительный мотив, считает наш собеседник. Президент США, возможно, хочет убить сразу двух зайцев. «Военными действиями республиканец Трамп перед следующими выборами отвлекает внимание от импичмента. Точно по лекалам фильма «Хвост виляет собакой», где пиарщики решили отвлечь внимание общественности от сексуального скандала с президентом небольшой войной», - проводит аналогию наш собеседник.
Политические игры американского президента обогатили и тех, кто инвестировал в золото. Этот актив считается самым безопасным, именно поэтому он пользуется популярностью не только у частных лиц, но и у институциональных инвесторов, например, центральных банков. На фоне нестабильности, стоимость унции золота приближается к $1600. «Тенденция продолжится, потому что она поддерживается мировыми центральными банками. Все страны, у которых есть проблемы с Соединенными Штатами – это Турция, Индонезия, Россия закупают золото рекордными темпами. У нашей страны в резервах золота уже на $100 млрд и ЦБ, вероятно, продолжит его скупать. По техническому прогнозу мы движемся к стоимости в $1900 за унцию и в перспективе двух лет до $2000 – это исторический максимум после мирового экономического кризиса», - прогнозирует вице-президент «Золотого монетного дома».
Золото в резервах России дорожает, стоимость нефти растет, экономика нашей страны буквально купается в деньгах. Однако простым россиянам от таких успехов ничего не перепадет, констатируют эксперты.
«Курс рубля отвязался от стоимости нефти. Теперь на него в основном влияют действия Минфина и Центробанка, а они препятствуют укреплению нацвалюты. По действующему бюджетному правилу, доходы от нефти сверх $40 идут не в бюджет, то есть на расходы государства на граждан, а в резервы страны и в основном складируется в золото. Минфин же не очень заинтересован в изменении бюджетного правила или расходовании резервов. Ведь крупные расходы надо контролировать, чтобы не разворовали, а им проще просто сидеть на этих деньгах, не давая им работать на экономику», - считает Вязовский.
Он напомнил о формуле экс-замминистра экономического развития Андрея Клепача, который посчитал, что укрепление курса рубля по отношению к доллару или евро на 1 рубль «вымывает» на курсовой разнице 100 млрд рублей бюджетных доходов.
Наши собеседники не верят в сильное укрепление рубля. «А вот упасть он может легко. Например, если Россия окажется вовлечена в развязанный США конфликт, чтобы насолить Штатам. Это может произойти не в виде военных действий, а посредством поставок оружия в Иран или Ирак», - полагает Алексей Вязовский, - Из-за этого Америка может усилить санкции против России, что серьезно ударит по рублю».
Читайте материал: "Эксперт перечислил возможные варианты мести Ирана Штатам за Сулеймани"