Между тем, то, что стороны обречены на подписание нового соглашения о транзите было ясно еще год назад. Уже тогда все стороны прекрасно понимали, что 1 января 2020 года действующий договор превратится в ничего не стоящие бумажки. Но одно дело понимать, а другое — найти компромисс, то есть выход из ситуации, в которой каждый из участников переговоров оказывался в крайне затруднительном положении.
Судите сами. Если соглашение не будет подписаны, то «Газпром» мало того, что налетает на серьезные штрафы за срыв экспорта «голубого топлива» в страны Старого Света — по грубым прикидкам европейские импортеры могут в таком случае слупить с российской монополии до $40 млн в день, - но и бесповоротно теряет репутацию надежного поставщика энергоресурсов. Кроме того, деньги, которые могла бы получить Россия за поставки газа, европейцы оставляют у себя и, скорее всего, они достаются нашим конкурентам с Ближнего Востока и из США, которые активно продвигают свои углеводороды на европейский рынок, применяя для этого такие не джентльменские приемы, как санкции.
Евросоюзу без продления транзита придется балансировать на грани топливной голодовки. Европейцы, правда, создали газовый резерв, которого хватит на месяц-два. Когда топливо кончится, возникнет болезненный вопрос: к какой трубе присосаться, чтобы и дома было тепло, и заводы работали. Можно возить сырье из США, но это очень долго и дорого. Нельзя забывать, что доля российского газа на европейском рынке доходит до 45%. Даже сплотившись вместе для спасения ЕС от энергетической катастрофы, Вашингтон и Доха не смогут обеспечить аналогичные объемы. Что тогда? Газ в Европе станет дефицитом и цены на него вырастут в геометрической прогрессии.
Киеву же без российского транзита станет не только не комфортно, но даже страшно. Украина, для бюджета которой каждый доллар на вес золота, теряет $3 млрд дохода в год, а ее газотранспортная система окончательно превратится в металлолом, ведь только поступления от России за транзит позволяли поддерживать трубы Незалежной в рабочем состоянии.
Так почему же все стороны осознали риски провала переговоров о продолжении поставок российского газа в Европу через Украину еще год назад, но ждали до самого последнего момента и пересекают финишную черту в условиях цейтнога, когда до конца срока действия остаются считанные дни?
Потому, что привыкли торговаться. И строили морды кирпичами. Киев продолжал строчить иски в Стокгольмский арбитраж, с каждым разом прибавляя по миллиарду-двум к своим исковым требованиям. Россия пыталась от них отбиться и утверждала, что украинские трубы полная рухлядь и Незалежная приползет на коленях целовать российскую газовую руку. Европейцы суетились вокруг, однако польза от их телодвижений была, как в базарный день — пучок за пятачок.
Впрочем, все-таки договорились. Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что условия транзита газа будут экономически выгодны для обеих сторон. Теоретически, министр, являющийся главным переговорщиком со стороны Москвы, прав: поставки российских углеводородов в Европу не будут сорваны, платить штрафы не придется, а «Газпром» продолжит оставаться стабильным экспортером энергоресурсов в страны Старого Света. Вашингтон может умыться — завоевать европейский рынок, потеснив с него Кремль, у него не получилось.
Только победа-то пиррова. Россия продолжит сохранять зависимость в экспорте газа от Незалежной, которой, судя по всему, еще придется предоставить скидку за «голубое топливо» в 25%, а еще отдать почти $3 млрд, которые «Газпром» проиграл «Нафтогазу» в Стокгольмском суде. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, «это капля в море». Однако на эти деньги можно было купить три корабля, способных закончить «Северный поток - 2» за неделю и застраховать себя от проблем с украинским транзитом. Так, может, России стоит научиться хорошо торговаться, а не только добывать газ и проектировать трубопроводы? У Киева последние два процесса получаются гораздо хуже, но для успеха на базаре этого не требуется.
Читайте также: Россия сочла выплату Украине $2,9 млрд "каплей в море"