Компания стремится к исключению зависимости от зарубежных поставщиков катализаторов. «Это не просто бизнес-цель, а, по сути, вопрос энергобезопасности страны, - отметил топ-менеджер. - Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет».
Сейчас у «Роснефти» работают два катализаторных предприятия - Ангарский и Новокуйбышевский заводы. Как рассказал Александр Романов, на установках риформинга бензина «Роснефть» уже несколько лет поэтапно производит замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга - самые дорогие, но они долговременные – служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых компанией катализаторов риформинга произведены на заводе в Ангарске.
Доля импортозамещенных катализаторов правового риформинга еще выше. Более 70% водорода вырабатывается на собственных катализаторах «Роснефти». Их же используют и другие российские нефтяные компании, говорится в интервью.
Ангарский завод производит более 400 тонн катализаторов в год. Это предприятие производит продукцию широкого спектра, однако основное направление завода - платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Всего «Роснефть» производит более 450 тонн катализаторов в год. При этом на Новокуйбышевском заводе катализаторов работают современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга мощностью до 6 тыс. тонн в год. «Эти мощности полностью покрывают текущие и будущие потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки», - отметил собеседник издания.
Поскольку «Роснефть» производит катализаторы не только для собственных нужд, но и продает их другим нефтепереработчикам, компания постоянно тестирует новые продукты. Не так давно на Уфимской группе НПЗ прошли промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства, рассказал Александр Романов. «Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация - единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5», - добавил он.
Как показали испытания, устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. Такие показатели считаются одними из лучших в мире: немногие катализаторы западного производства обладают такими свойствами.
«По активности наш катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги. Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора - одного из основных показателей его эффективности. Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», - описывает продукцию «Роснефти» вице-президент.
Полномасштабное производство таких катализаторов «Роснефть» планирует запустить уже в ближайшее время. К производству катализаторов гидроочистки полностью готово предприятие в Стерлитамаке. С января 2020 года госкорпорация планирует полностью перейти с импорта этого вида катализаторов на отечественные, а также выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельного топлива.
О деталях переговоров с потенциальными партнерами и закупщиками говорить пока рано, отмечает Романов. Вместе с тем он добавил, что компания будет участвовать в конкурсных процедурах на поставку катализаторов на нефтеперерабатывающие предприятия в Германии и Индии, акционером которых является «Роснефть».
Рынок катализаторов растет быстрыми темпами. Еще 5-7 лет назад общее потребление катализаторов в России составляло около 7 тыс. тонн в год, а сейчас оно выросло до 17 тыс. тонн. По прогнозам, к 2030 году потребление вырастет в 1,5 раза, то есть еще на 10 тыс. тонн. Что касается денежного объема мирового рынка катализаторов, то к 2022 году он составит, по разным оценкам, от $7,5 до $8 млрд – это на 10-15% больше, чем сейчас.
В ближайшее время «Роснефть» будет делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива, делится планами вице-президент. В среднесрочной перспективе планируется освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. «Сейчас мы единственные в стране, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода, а теперь еще и гидроочистки дизельного топлива, - говорит Романов. - Но наша стратегическая цель - в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок».
Чтобы твердо закрепиться на мировом рынке катализаторов, «Роснефть» планирует развивать наукоемкие производства. «Раньше эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить», - заявляет Александр Романов. Уже сейчас в «Роснефти» настроена вся цепочка работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства. Корпоративный научный центр компании считается крупнейшим в Европе. Он включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок. Кроме того, как рассказал том-менеджер, «Роснефть» развивает парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки. Он расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов, что позволит эффективнее и быстрее тестировать производимую продукцию.