Главное новшество 2020-го — введение системы «Электронная путевка». История с ней тянется еще с 2018 года, но тогда система не увидела свет из-за технических недочетов. Сейчас ее доработали — и уже с апреля пользование ею может стать обязательным, а после тестового периода платным для туроператоров. В системе будут собираться данные о проданных турах и финансовых гарантиях операторов. Что до клиентов, то они смогут отслеживать в режиме онлайн статус тура, оплачены ли билеты и отель. Правда, несмотря на скорый срок внедрения, даже сами туроператоры не видели в глаза обновленной системы. Кроме того, не понятно, сколько нужно будет платить за пользование ею и как отразятся эти издержки на покупателях туров.
Вообще россияне все чаще стали организовывать свои путешествия без прихода в офис турагентства. «Классический туроперайтинг уходит в прошлое», — отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. АТОР прогнозирует в наступающем году увеличение доли онлайн-агентств на рынке и дистанционных продаж туров. Таким образом, туроператоры адаптируются к новым тенденциям, которые больше нельзя игнорировать. «Меняется сам процесс выбора людьми путешествий, и те инструменты, которые применяли туроператоры раньше, оказались неэффективными и даже пагубными. Отрасль должна поменяться тоже или придется смириться с тем, что с этого рынка кто-то уйдет», — сказала она.
Внутренний туризм в России должна поддержать принятая правительством в сентябре стратегия развития туризма до 2035 года. Власти хотят добиться того, чтобы каждый россиянин путешествовал по своей стране в два раза больше, чем сейчас, и принимать иностранцев в три раза больше.
К слову, в этом и следующем году власти намерены поощрять рублем компании, которые занимаются въездным туризмом. Идея выдавать субсидии за привлечение иностранцев озвучивалась еще с середины 1990-х годов, но только сейчас была реализована. При этом суммы немаленькие — юрлицо может получить до 5 млн рублей. Всего с 2019 по 2021 год на эти цели будет выделено более 3 млрд рублей. Правда, больше всего платят за прием иностранцев в не самых популярных городах.
В 2019 году Россию посетили более 20 млн туристов — чаще всего из Китая, Финляндии, Германии, Польши. В следующих годах туристический и гостиничный бизнес ждет еще больше иностранцев. Этому должно помочь введение с 2021 года электронных виз для граждан 53 стран. В АТОР прогнозируют, что турпоток в страну увеличится минимум на 30%.
Поддержка въездного туризма похвальна: в условиях санкций Россия старается не потерять лицо привлекательного для иностранцев направления. Что до самих россиян, которым тоже хочется путешествовать, то им финансовой поддержки ни от кого ждать не приходится. В следующем году, как и в этом, из-за падения доходов они продолжат экономить на поездках. Один из способов — организация путешествия самостоятельно. Покупка билетов, бронирование отелей без участия агентства обходятся дешевле. Другой вариант, к которому прибегают наши соотечественники в поисках экономии, — покупка тура в «не сезон». Например, на море россияне стали чаще выезжать в сентябре и октябре, когда цены идут на спад. Многолетнее падение доходов населения привело к тому, что даже те, кто раньше выбирал туры в среднем ценовом сегменте, этого себе больше позволить не могут. «Такие туристы присоединяются к массовому сегменту, причем самым бюджетным вариантам. Мы ожидаем увеличения спроса в этом сегменте», — дала оценку Майя Ломидзе.