Швейцарский подрядчик Allseas уже вывел с датского участка «Северного потока — 2» (конечного морского отрезка газопровода, после которого труба будет подключена к сухопутным газотранспортным системам Европы), сразу три судна-трубоукладчика — Pioneering Spirit, Solitaire и Audacia. До окончания строительства морского участка СП-2 остается всего 150 километров, тем не менее, новые американские санкции стали причиной для сомнений в реализации проекта.
По словам представителя одного из подрядчиков, участвующих в создании морского участка «Северного потока — 2», страховаться на случай введения санкций в отношении компаний, занятых в укладке газопровода, «Газпром» начал в октябре. Была задействована трубоукладочная баржа «Фортуна», построенная в 2010 году на российской верфи, а затем модернизированная на китайских эллингах. Это судно около двух месяцев дислоцируется в немецком порту Мукран, где отгружаются трубы, необходимые для строительства газопровода.
По словам собеседника «МК», пожелавшего сохранить анонимность, несмотря на то, что «Фортуну» является самым мощным отечественным судном в своем классе, она вряд ли может полноценно заменить трубоукладчики Allseas. «Выполнить подобные работы «Фортуна» в состоянии, но скорость реализации проекта будет замедлена. «Фортуна» специализируется на прокладке внутрипромысловых и линейных трубопроводов на сушу, тогда как для морских отрезков «Газпром» фрахтовал суда с зарубежной пропиской.
Вместе с тем, опыт работы на глубоководных участках у «Фортуны» есть. В рамках проекта «Сахалин-3» баржа размещала установку подводного добычного комплекса на Киринском месторождении на глубине в 100 метров. Глубина моря на датском участке СП-2, который осталось достроить «Газпрому», не превышает этой отметки, тогда как у «Фортуны» ограничения по глубине работ достигают 200 метров», — объясняет собеседник «МК».
Большие надежды «Газпром» возлагает также на трубоукладочное судно «Академик Черский», принадлежащее монополии и способное создавать трубопроводные линии диаметром до 1,5 метра. С СП-2 «Академик» должен справиться: максимальный диаметр подводной магистрали не превышает 1,4 метров. Однако сейчас судно находится аж в Находке. Даже при авральном режиме «Академик» сможет достичь Балтийского моря не раньше, чем через месяц. Еще столько же уйдет на подготовку и начало непосредственных работ над укладкой газовой трубы.
По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, «Газпром», который фрахтовал зарубежные суда для строительства «Северного потока — 2» при наличии в России собственного флота с соответствующими технологическими мощностями, можно частично оправдать. Судна-трубоукладчики — очень специфическая техника. Далеко не все добывающие компании обладают собственным флотом, способным прокладывать труднодоступные участки трубопроводов.
Суда, которые «Газпром» собирается подключить к строительству СП-2, до последнего времени были задействованы на сахалинских месторождениях. Кроме того, фрахт зарубежных трубоукладчиков, скорее всего, был одним из условий контракта «Газпрома» с европейскими партнерами. «Фортуна» была вызвана заранее, поэтому она сможет приступить к укладке трубопровода гораздо раньше, нежели «Академик».
«Россия способна достроить газопровод без зарубежных подрядчиков. В дальнейшем к работе над «Северным потоком — 2» российской компании можно будет привлечь азиатские корпорации, которые с меньшим трепетом реагируют на американские санкции. Это приведет к удорожанию газопровода — речь может пойти о сотнях миллионов долларов дополнительно. Однако «Газпром» — национальное достояние, поэтому монополия никогда не скупилась на инвестиции. Другое дело, что санкции Вашингтона обязательно повлияют на сроки реализации проекта — теперь окончательного завершения работ по пуску в эксплуатацию СП-2 стоит ожидать не ранее осени будущего года», - считает эксперт.
Читайте материал «Возможность припомнить США санкции по «Северному потоку-2» еще представится»