Оба документа получили одобрение во время заседания Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Сегодня социальные выплаты считаются доходом, с которого можно удержать разного рода штрафы, долги по коммунальным платежам, перед банками и так далее. Идея Минэкономразвития состоит в том, чтобы расширить список источников дохода, защищённых от взыскания задолженности. В новый перечень войдут: страховая пенсия по старости, по инвалидности, накопительная пенсия, пенсии военнослужащих и сотрудников силовых структур, пособия по временной нетрудоспособности.
Табуированный доход будет маркироваться, чтобы судебные приставы знали, какую задолженность нельзя трогать. В документах для этого пропишут специальный код. Между тем случаев взыскивания пенсий в счет долгов известно не так уж много. Самая резонансная история произошла в 2017 году с пенсионером из Забайкалья Анатолием Вертипраховым. Тот сообщил, что судебный пристав из-за долгов по ЖКХ снял с его карты всю, до последней копейки, пенсию — 8516,13 рублей. В порыве отчаяния 72-летний пострадавший обратился лично к президенту России с просьбой: «Прошу дать распоряжение губернатору Забайкальского края, главе Оловяннинского района, главе сельского поселения Яснинское выкопать мне могилу и купить мне гроб. Жить в это стране невозможно». После вмешательства прокуратуры пенсионеру вернули половину суммы — 4258 рублей.
«Суды и раньше, рассматривая иски о взыскании долгов, не оставляли людей без средств к существованию, - напоминает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. - Нынешняя инициатива Минэкономразвития направлена на упорядочивание этой практики: минимальный доход гражданина должен оставаться неприкосновенным».
Причем, отмечает эксперт, речь идёт о двух принципиально разных инструментах: в отношении работающих россиян - это фиксированный прожиточный минимум, в отношении пенсионеров — защита пенсий. Первая категория имеет возможность работать в нескольких местах, сменить место труда, увеличить свои доходы и тем самым расплатиться с долгами. Для второй же пенсия в большинстве случаев остаётся единственным источником дохода. В целом, по словам Сафонова, оба законопроекта — дело хорошее. Однако есть одно «но»: банкам придётся принимать в расчет риски потенциального невозврата долгов, а значит, кредиты станут дороже, а объем кредитования пенсионеров будет снижаться.
«С пенсионеров и взять-то нечего в счёт уплаты, и квартиру не отберёшь, она у них, как правило, единственная, - развивает тему профессор Алексей Зубец из Финансового университета. - Проблема в том, что если банки начнут затруднять пенсионерам выдачу займов, те от безысходности могут воспользоваться услугами микрофинансовых организаций, а то и «черных ростовщиков» и подобного рода мошенников, которые берут какие-то колоссальные проценты».
При любых обстоятельствах начинание Минэконмразвития несет в себе положительный заряд, считает Зубец. Никакие взыскания по долгам не должны оставлять людей, тем более стариков с их скромными пенсиями, на пороге голодной смерти. Денег должно хватать на коммунальные платежи, на поддержание здоровья, на покупку лекарств, продуктов, предметов каждодневного пользования.
Между тем, авторы законопроектов всё же оставляют возможность взыскивать из пенсии отдельные виды долгов — например, задолженность по ЖКХ, а также обязательства по возмещению ущерба после совершения преступления, по уплате административного и судебного штрафа. Но прожиточный минимум всегда будет тем «неделимым остатком», который, даже при наличии у пенсионеров (и работающих граждан) долгов, судебные приставы тронуть не смогут.