Несмотря на ограниченные финансовые возможности россиян (шестилетнее падение реальных доходов остановилось, согласно Росстату, лишь в сентябре), встретить Новый год за полноценно накрытым столом хочет каждый. Проблема заключается в несовпадении ожиданий и реальности. Предпраздничный рост цен на самые популярные продукты заставляет граждан либо отказываться от традиционных блюд, либо менять их рецептуру, включая в состав более дешевые ингредиенты.
Заметим, что, согласно данным Банка России, годовая инфляция по итогам октября замедлилась до 3,8%. По итогам года, обещает ЦБ, будет 3,2–3,7% (вместо ожидаемых ранее 4–4,5%), а в следующем году и вовсе рост цен не выйдет за 3%. Однако, как видим, это не про салат, считающийся самым доступным и дешевым. Индекс оливье растет куда серьезнее.
По словам члена Московской торгово-промышленной палаты Анны Вовк, подорожание оливье темпами выше инфляции было неизбежно. «В России наибольшим спросом пользуются самые дешевые и доступные продукты, а значит, производители не могут устанавливать большую наценку, иначе их продукты никто не купит. Поэтому на них очень сильно влияет множество факторов: подорожавшее топливо, отмена субсидий на строительство теплиц, необходимость покупать дорогие импортные семена, удобрения и оборудование. В итоге самые популярные продукты дорожают сильнее уровня инфляции», — рассказывает собеседница «МК».
Так какого же роста цен на продукты ждать по мере приближения праздника? Эксперты отвечают на этот вопрос по-разному.
«Несмотря на то что в России не принято себя ограничивать, отмечая Новый год, розничные сети будут делать ставку на оборот, нежели на повышение роста цен», — убежден руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.
А руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов советует заранее рассчитать свои возможности, закупаясь к новогоднему столу, и составить список необходимого: «Вместо десятка салатов и разносолов можно приготовить 2–3 самых ожидаемых блюда, что выйдет дешевле».
Рост потребительских цен и увеличение стоимости плодоовощной продукции в этом году не выбиваются из сезонных тенденций предыдущих лет — снижение цен летом по мере поступления нового урожая с постепенным подорожанием по мере сокращения продовольственных запасов и, наконец, достижение пиковых цен в декабре-январе.
Выходит, на дешевый оливье перед Новым годом рассчитывать точно не приходится: овощи даже без привязки к празднику в начале зимы сильно дорожают. Сезон сбора урожая прошел, предложений на рынке уже не так много, а хранение овощей круглый год из-за дефицита современных овощехранилищ — удовольствие дорогое. Картофель, морковь, лук — всё к зиме растет в цене как на дрожжах. Самый дешевый оливье — на 20–30% дешевле праздничного — был доступен в сентябре. «Если есть цель сэкономить на праздничном столе, то стоит делать запасы овощей в начале осени. Если не успели, то подойдет и начало декабря для этих целей. К Новому году все будет только дорожать, и уже никакие скидочные акции не компенсируют рост цен», — подчеркивает Вовк.
Читайте также: К новому росту платежей ЖКХ добавятся "умные счетчики"