Сама предыстория IPO Saudi Aramco весьма любопытна. Первоначально было много фейерверка: Эр-Рияд долго настаивал на том, что размещение крупнейшей в мире нефтедобывающей компании должно происходить, отталкиваясь от оценки ее стоимости в $2 триллиона. Деньги от размещения 1,5–2% бумаг планируется направить в Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии, который будет финансировать программу модернизации страны Vision 2030. Ее разработали под руководством наследного принца Мухаммеда бин Салмана.
Мотивы арабской сказки без труда различимы. Saudi Aramco — пещера Аладдина, IPO — волшебная лампа с джинном, который и превратит Саудовскую Аравию в мировой центр не только нефтедобычи, но и финансов.
Потом фейерверк вместе со сказочным флером стали иссякать, планы саудовцев стали скромнее. С самого начала IPO планировалось не на какой-нибудь мировой, а на местной саудовской бирже. Фактически до $1,6–1,7 триллиона была официально снижена первоначальная оценка Saudi Aramco. Само размещение ее бумаг ориентируется не столько на мировых инвесторов, сколько на соседние страны Персидского залива и жителей самой Саудовской Аравии.
Характерная деталь — из числа инвестиционных банков, координирующих IPO, на финишной прямой были, по данным The Financial Times, исключены такие «киты», как готовившие IPO JP Morgan Chase, Morgan Stanley, Citigroup, Credit Suisse и Goldman Sachs. Британский HSBC остался координатором, потому что уже активно работает на финансовом рынке Саудовской Аравии и имеет долю в Saudi British Bank — одной из крупнейших кредитных организаций королевства.
Как объяснить не свойственную арабским нефтяным принцам скромность? Можно патриотизмом. А можно желанием снизить возможные риски. А о том, что такие риски есть, говорит широкий диапазон, циркулирующий на рынке оценок стоимости Saudi Aramco.
Само размещение акций Saudi Aramco на местной площадке и с привлечением прежде всего местных и региональных инвесторов многими наблюдателями оценивается как «условно рыночное». Так как инвесторы из стран Персидского залива, как и сами саудовцы, заинтересованы в высоких ценах на нефть, то такая конструкция IPO является страховкой. Она должна обеспечить привлечение капиталов относительно независимо от текущих цен на нефть.
Любопытно рассмотреть разные варианты итогов IPO с точки зрения их влияния на дальнейшее развитие событий. Важно, что столь масштабное IPO является голосованием деньгами за то, каким будет будущее рынка нефти.
Итак, Саудовская Аравия рассчитывает от размещения 1,5% акций Saudi Aramco получить не менее $24–25 млрд, цена одной акции заявлена в диапазоне $8–8,5.
Что произойдет, если спрос не оправдает эти надежды? Если цена на акции Saudi Aramco окажется недостаточной с точки зрения саудитов, это станет сигналом для рынка: нефть переоценена. Как полагает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович, «провал IPO Saudi Aramco может стать спекулятивным шоком для нефтяных котировок и вывести цены из текущего баланса, формируемого совокупностью рыночных ожиданий и фундаментальных факторов». Тогда, по его расчетам, цены упадут до $60 и ниже за баррель.
Здесь самое время вспомнить, что практически одновременно с подведением итогов IPO Saudi Aramco будет проходить заседание ОПЕК, к которому вскоре присоединятся и участники соглашения ОПЕК+. Если рынок получит негативный импульс от IPO, то для стабилизации положения потребуется дальнейшее сокращение добычи главными нефтеэкспортерами. И решение придется принимать быстро.
Совершенно очевидно, что нефтяной шок скажется и на курсе рубля.
Но возможен и принципиально иной исход. Если 1,5% Saudi Aramco 5 декабря будут стоить около $25 млрд, рынок получит позитивный сигнал и цена нефти пойдет вверх. Как считает Покатович, тогда она выйдет к концу года в «диапазон $64–67 с потенциалом для дальнейшего роста». В этом случае от ОПЕК+ не потребуется никаких экстренных мер.
В выигрыше от такого исхода IPO не только Саудовская Аравия, но и все нефтеэкспортирующие страны. В России бенефициаром окажется не только рубль, но и нефтяные компании, так как в этом случае следует ждать роста котировок их акций.
Час «икс» наступит через два дня.