Под обязательную маркировку специальными электронными индексами, дополнительными штрих-кодами и кодами в формате Data Matrix, с 1 декабря попадает самая широкая группа товаров, в основном полупромышленного и индивидуального применения. В первой категории можно отнести шины и покрышки — изделия, подлежащие замене максимум раз в год. Ко второй — фотоаппараты, которые в России практически не собирают, а к их приобретению рядовые потребители зачастую относятся предельно внимательно, чтобы исключить риск покупки откровенного брака. К третьей — верхняя, в том числе кожаная одежда, а также кухонное, столовое и постельное белье, а также парфюмерия, на которые работники надзорных инстанций, собирая налоги и другие государственные сборы, зачастую закрывают глаза.
Пока о технологии маркировки рядовому потребителю известно не многое. Ее предполагают осуществлять двумя способами: с помощью RFID-метки, которую производители смогут ставить на свой товар. Этот способ подразумевает отметки в виде квадратов с черно-белыми элементами, которые уже давно можно встретить на товарных чеках супермаркеров и билетах.
С помощью маркировок государство рассчитывает получить дополнительный способ контроля и регулирования самого широкого потребительского рынка. «Точно оценить объемы нелегального оборота не всегда можно из-за сложной структуры нарушений требований закона, — отмечает глава Минпромторга Денис Мантуров. — Доля незаконного оборота в легпроме в розничном звене оценивалась Росстатом в 2018 году в 16%. В 2017 году этот показатель практически достигал 23%».
После введение новых законодательных норм этот процент может приумножится. По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, все пункты перемещения продукции будут отслеживаться, тогда как маркировка позволит точно определить размер акциза и выявить нарушения оборота товаров.
Правда, насколько спасет подобные законодательные меры от фальсификации на отечественном торговом рынке — загадывать не стоит. Все плюсы дополнительной проверки будут сопряжены с новыми затратами не только отечественных производителей, но и рядовых покупателей. Продавцам для доступа на прилавки магазинов придется обеспечится закупкой и внедрением специального программно-аппаратного обеспечения, обучить персонал, перестроить логистику и механизмы взаимодействия с ретейлерами. «В крупных торговых сетях подобные операции не займут много времени. Тогда как магазины средней руки рискуют оказаться на грани разорения», — предупреждает глава Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янин.
«Непонятно, зачем применять обязательную маркировку на изделия массового потребления, — сомневается эксперт. — Как показывает мировой опыт, маркировка уместна в узкоспециализированных областях: оборонной промышленности или должна распространяться на подакцизные товары со значительной долей фискальных сборов — на алкоголь и табак».
«Внедрение цифрового кода приведет к росту цен на товары российских производителей до нескольких процентов, но импортная продукция рискует подорожать минимум на 10-15%. Полноценно новая система заработает через год-два. Розничные сети в этому времени будут избавляться от товара «прошлой эпохи» через большие скидки. Сейчас в сетях косметических средств и магазинах одежды резко подрос ассортимент ведущих брендов с распродажей в размере 30-50%. Рекомендую воспользоваться, так как через год таких сказочных цен уже не будет», — отмечает Бодрова.