Популярнее всего сельский туризм среди молодых россиян от 20 до 30 лет и иностранцев, считает эксперт НИУ ВШЭ по развитию территорий Сергей Долгов. По его оценкам, показатели по внутреннему туризму в сельских территориях за последние годы выросли в 6 раз. Некоторые музеи и культурные объекты в таких деревнях за год принимают десятки тысяч гостей. Деревню Мартыново Ярославской области, где угощают блюдами из русской печи и показывают обычаи древних жителей этих мест — кацкарей, посещают более 30 тысяч человек за сезон.
Горожан больше всего интересует фольклор и фермерские продукты. «Это те, кто уже увидел Европу и теперь заинтересовался собственной культурой, и те, кто хочет купить продукты от местных фермеров», — отмечает Долгов.
Чтобы сделать такой туризм более рентабельным, эксперт предлагает освободить владельцев небольших фермерских хозяйств от налогов на срок от 1 до 3 лет и смягчить требования по ветеринарному надзору. Льготы смогут получить те, кто разработает бизнес-проект по привлечению туристов в сельскую местность и будет обеспечивать гостей экологически чистой едой.
В Ассоциации агротуризма считают, что местных жителей, размещающих туристов, организующих для них культурные программы и развлечения, стоит вовсе вывести из закона о предпринимательской деятельности. Для этого необходимо разработать отдельный указ о сельском туризме и описать категории граждан, создающих центры притяжения в своей деревне, которых можно освободить от налогов.
— Главная задача — закрепить человека в сельской местности, позволить ему развивать эту территорию. Человек, размещающий у себя до 50 гостей, угощающий их традиционными блюдами, обучающий народным промыслам — не бизнесмен, он спасает свою деревню, обеспечивает работой себя и соседей. Он не направит свой доход за границу, все деньги останутся в этой же деревне, — считает глава ассоциации Тарас Астахов.
Для тех, кто строит более крупные объекты размещения или питания, эксперты также предлагают установить налоговые льготы на срок до 10 лет. Но при условии, что бизнесом занимается житель этого села, а работу получают его земляки.
Астахов отмечает, что в Китае развитие сельского туризма позволило вывести из черты бедности более 10 млн человек. В России, по его подсчетам, в этой сфере заняты не более 5 тысяч человек, и коммерчески успешных проектов пока немного. Один из примеров — деревня Рожство Ивановской области, где туристов встречают избы в старорусском стиле, охотничьи пиры и снежное сафари. Деревня создает рабочие места для соседних поселений и пользуется большой популярностью у иностранцев.