Инициаторы руководствуются несколькими соображениями. Так, по их оценке, непременные тарифы за осуществление межбанковских переводов отвращают от банков массу потенциальных клиентов. Заметим, что сегодняшний уровень межбанковских переводов крупнейших банков — 1,5–2%. Сама идея не нова: тандем в лице Центробанка и ФАС выдвинул ее еще в прошлом году, после чего тема обсуждалась специальной рабочей группой, составленной из сотрудников ЦБ, ФАС и банков.
«Основным поводом для выравнивания размера комиссий ЦБ называет стремление повысить конкуренцию за клиента, — отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Но в итоге банки могут попросту отказаться от бесплатных внутрибанковских переводов, сохранив на том же уровне комиссии для внешних платежей».
По словам Купцикевича, банки стремятся затянуть людей в свои «экосистемы» — такие, как удобные и быстрые платежи по номеру телефона, кредитование и брокерские услуги. То есть, стремясь к той же цели, о которой говорит ЦБ, они идут обратным путем. Что касается клиентов, то для них унификация формально сделает плату за перевод более предсказуемой. На деле же люди и без этого видят стоимость операции до финального подтверждения. Кроме того, осознавая, что банку дешевле и быстрей переводить деньги внутри, нежели вовне, они воспринимают плату за межбанковский перевод как нечто естественное. Сам факт того, что переговоры в рабочей группе ранее уже заходили в тупик, свидетельствует о категорическом неприятии банками этой идеи.
«На месте ЦБ я бы предложил ввести эту меру на относительно короткий срок, скажем, на три года, — рассуждает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. — В случае с долгосрочной реализацией банковский бизнес будет деградировать. Из чего ему извлекать прибыль, если возможности ограничены? »
Основную проблему эксперт видит в том, что на российском банковском рынке не работают нормальные механизмы рыночной конкуренции. В результате Центробанку приходится подменять естественную конкуренцию разного рода институциональными регулирующими мерами, априори спорными и неэффективными. В свою очередь, старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов убежден: что бы ни предпринимал ЦБ, банки точно не останутся внакладе. Они уж точно что-нибудь придумают, чтобы «на длинной дистанции» компенсировать свой выпадающий доход, тем более что по их бизнесу уже ударило снижение ключевой ставки. Разумеется, если комиссии за переводы все же будут выровнены, клиенты банков на первом этапе выиграют в финансовом плане. Но с чем эти люди столкнутся дальше, никому не известно.
Несколько иначе оценивает ситуацию старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. На ее взгляд, нововведение сделает пользователей банковских услуг более свободными в выборе финансовой организации. Теперь уже не клиент будет «запертым» внутри банка, а самим банкам придется конкурировать за клиента между собой. Соответственно, им этот опыт пойдет только во благо — нужно начинать шевелиться и бороться за людей, привлекая их акциями и выгодными предложениями. По словам Бодровой, часть банков согласна работать в таких условиях, поскольку аналогичные внутренние решения уже внедрены и опробованы. Другая часть сопротивляется, объясняя свою нагрузку разной стоимостью транзакций и потенциальными проблемами с налоговым возвратом.
Впрочем, пока у идеи много подводных камней. Едва ли банки захотят бесплатно оказывать услуги по переводу денежных средств. Во избежание прямых убытков они либо введут минимальные лимиты на такой тип операций, либо вовсе закроют «лавочку». Либо — повысят для потребителей ставки по кредитам и проценты по депозитам.
Читайте также: Минфин придумал, как увеличить сбор налогов: пострадают работающие за рубежом