Фон, на котором новый законопроект внесен в Государственную думу, — это инвестиционный голод. Инвестиции хотя и растут, но замедляясь, сужая и без того слабую базу роста экономики. Снижение роста инвестиций констатируют все — от Минэкономразвития до ЦБ. Почему это происходит?
Инвестиции останавливают риски, а вовсе не нехватка средств. Риски — это характеристика инвестиционного климата. Но ведь с ним у нас, если судить по неуклонному подъему России в рейтинге Doing Business от Всемирного банка (ВБ), все лучше и лучше.
Как говорил Козьма Прутков, «если на клетке слона написано «буйвол», не верь глазам своим». Плавание России по рейтингу ВБ, как показывает практика, к динамике инвестиций в России имеет, мягко говоря, косвенное отношение. Это, скорее, некая удобная и хорошо освоенная витрина, чем реальность. На самом деле тот же законопроект о защите и поощрении капиталовложений как раз свидетельствует о том, что фронтальной атаки на главные инвестиционные риски (слабая правовая защита частной собственности, неверие в независимость и непредвзятость судов, активное вмешательство в экономику силовых структур и в целом исполнительной власти) не происходит. Правительство, даже если бы и хотело, не в силах ее организовать — не его юрисдикция. В этих условиях выбран путь создания спецрежимов привлечения инвестиций.
Собственно, этот выбор сделан давно: чтобы компенсировать тяготы национального инвестиционного климата, предлагаются многочисленные «особые экономические зоны» той или иной степени фактической экстерриториальности, но пока решительных перемен в привлечении инвестиций на этом пути не произошло. Тем не менее в новом законопроекте правительство предприняло новую и весьма масштабную попытку.
Законопроект вводит общий и проектные режимы. Все они более льготные по сравнению с существующим инвестиционным климатом. Общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку на три года вступления в силу нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности.
Мечта предпринимателей сбывается? Не так все просто. Каких-либо условий попадания в этот режим законопроект прямо не устанавливает. Но если бы им могли воспользоваться все инвестиционные проекты, это означало бы, что с момента принятия закона все законо- и нормотворчество должно сосредоточиться исключительно на улучшении условий инвестиционной деятельности. Такого, увы, не может быть. Поэтому в законопроекте есть указание на то, что условия получения «входного билета» в общий инвестиционный режим могут быть разработаны подзаконными актами. Мечта остается мечтой.
Подробнее прописан проектный инвестиционный режим. При объеме собственных инвестиций от 250 млн до 5 млрд руб. инвесторам, заключившим «соглашение о защите и поощрении инвестиций», гарантируется неизменность: налоговых условий (по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам — за исключением государственных пошлин) на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий, административных процедур в строительстве — на срок до 3 лет; принятых решений об условиях предоставления мер государственной поддержки — на срок, предусмотренный связанными договорами (соглашениями о предоставлении субсидий и иными аналогичными соглашениями).
Если же инвестор вкладывает не менее 10 млрд руб., дополнительно могут быть гарантированы неухудшение ввозных таможенных пошлин — на срок от 6 до 20 лет; квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам — на срок до 3 лет.
Инвестиционные льготы налицо. В чем же тогда возражения Дмитрия Козака?
В романе Владимира Орлова «Альтист Данилов» есть «демон на договоре». Так вот, главный риск нового закона — это предоставление льгот по договору, точнее, по «соглашению о защите и поощрении инвестиций». Открывается новое широкое поле для соглашений между чиновниками и представителями прежде всего крупнейших частных компаний. Если учесть, что последние и так делают свой основной бизнес на реализации госзаказов, то с новым законом их уния с чиновниками станет еще крепче. Хотя льготы в законопроекте названы, их получение все равно будет индивидуальным. Все зависит от того, договорятся ли бизнесмены с чиновниками или нет. А способы, облегчающие достижение подобных договоренностей, известны. В том числе Следственному комитету и Генпрокуратуре, работы у которых точно прибавится.
Именно против связки получения льгот с подписанием индивидуального соглашения резко возражал Дмитрий Козак. Антон Силуанов и правительство в целом, конечно, не могут не видеть, что новый закон существенно расширяет госвмешательство в экономику, что сопряжено с новой коррупционной волной. Но, похоже, в правительстве сочли это меньшим злом по сравнению с отсутствием необходимого притока инвестиций.
Когда власть сознательно узаконивает зло, пусть «меньшее», это показатель нездоровья как в экономике, так и в политике.