Отечественные эксперты находят прогноз МЭА о решительном падении добычи ОПЕК чересчур радикальным. «По всей видимости, американские аналитики просто экстраполировали на следующие 10 лет снижение производство «черного золота» членами картеля в рамках соглашения ОПЕК+. Но и тогда вывод МЭА не выглядит убедительным. Не стоит забывать, что сокращение производства «черного золота» в рамках ОПЕК+ проводится по согласованному решению представителей нефтедобывающих государств для поддержания баланса и цен на рынке. Процесс консервации мощностей не будет носить постоянного характера — в отдельных случаях участники меморандума могут вернуться к увеличению добычи», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.
В свою очередь, прогноз МЭА по росту спроса на сырье в 7% к 2025 году, по оценке эксперта, выглядит вполне логичным. «По мере увеличения использования альтернативных источников энергии доля нефти в мировом энергобаланса будет постепенно снижаться, но это не значит, что скоро перестанет расти и спрос на сырье. Можно привести пример угля, доля которого в энергобалансе планеты падает, а объемы добычи и спроса продолжают возрастать. Нет оснований полагать, что с нефтью будет происходить иначе», — предполагает Калачев.
Между тем, передел нефтяного рынка планеты все-таки может произойти. По оценке МЭА, к 2030 году на долю США будет приходится до 85% прироста мировой добычи нефти, тогда как доля ОПЕК в производстве «черного золота» в ближайшие двадцать лет не будет превышать 40%.
России в таких обстоятельства придется уповать на рост экономики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. С развитием транспортной инфраструктуры в сторону юго-восточных соседей у нашей страны возможно получится свои позиции на мировом рынке углеводородов. Единственной причиной снижения добычи может стать сокращение высокорентабельных запасов. Поэтому, не исключено, что чиновникам придется снижать фискальную нагрузку на отрасль, которая является одной из самых высоких в мире. Для примера, себестоимость добычи одного барреля нефти в России составляет $42 (в Саудовской Аравии — $17). По мнению британского аналитического агентства IHS Markit, высокая стоимость производства обусловлена тем, что половина этой суммы приходится на фискальные выплаты. В свою очередь, как утверждал около двух лет назад министр энергетики Александр Новак, отечественным добывающим компаниям удалось снизить себестоимость производства сырья до $10-15 за «бочку».