С начала 2019 года режим действует в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Самозанятые платят налог по ставке 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% - на доходы от юридических лиц. Их ежегодный доход не должен превышать 2,4 млн рублей.
В столице суммарный доход самозанятых превысил 12,3 млрд рублей, сообщил на Московском экономическом форуме заместитель мэра по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. В январе-августе в городской бюджет от самозанятых поступило 176 илн рублей налогов, заметил, в свою очередь, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Денис Тихонов. По его словам, «более 80% зарегистрировавшихся — это те, кто раньше считались безработными и не вели предпринимательской деятельности, а теперь имеют возможность комфортно работать и получать прозрачные доходы».
Как пояснил "МК" профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, режим самозанятых имеет как бы две составляющие. С одной стороны, он рассчитан на то, чтобы люди, которые занимаются каким-то частным бизнесом, могли легализовать свои доходы. Налоговые и правоохранительные органы больше не будут иметь к ним претензий. С другой стороны, этот режим позволит государству собирать дополнительные налоги. Мотивация Силуанова понятна: это увеличение фискальных сборов и наполнение бюджета. Денег требуется всё больше, запросы населения растут, люди хотят получать более высокие зарплаты и пенсии.
«В принципе, эксперимент с самозанятыми получился двойственным, - рассуждает Зубец. - Режим заработал, факт. При этом очень многие не захотели на него переходить. Льготы, которые он предоставляет гражданам, оказались менее значимыми, чем те потери, которые люди несут от легализации собственного бизнеса и налоговых платежей. И это касается в основном не малого, а микробизнеса — репетиторов, частных таксистов, всех тех, кто, условно говоря, решил печь пироги для узкого круга своих знакомых».
По словам собеседника «МК», получить точную цифру самозанятых нереально, таковых может быть до 20% трудоспособного населения. К примеру, в Северо-Кавказском федеральном округе есть регионы, где доля серой занятости достигает 70%. Там в белую работают только госслужащие. Картину затуманивает фактор смешанной занятости: когда люди помимо легальной зарплаты имеют какой-то приработок. А вообще, от всех этих государственных мероприятий по выводу самозанятых из тени "визгу может оказаться больше чем шерсти", резюмирует Зубец.