Любой эколог подтвердит, что распространение пластика — такая же серьезная угроза для планеты, как парниковые газы и озоновые дыры. Бутылки, крышечки, трубочки и полиэтиленовые пакеты — мы ими пользуемся, возможно, несколько минут, а разлагаются они от 50 до 500 лет. Сжигать и уничтожать пластик тоже крайне вредно: пластмасса является продуктом переработки нефти и при разложении выделяет опасные вещества. Планету покрывают мусорные пятна. Самое большое обнаружено в Тихом океане — оно занимает площадь, равную трем Франциям. Этот мусорный остров убивает своих соседей — рыб и птиц. Животные-фильтраторы путают пластик с едой, а хищники поедают таких бедолаг и отравляются сами. Несколько месяцев назад около Филиппин выловили тело мертвого кита, в кишечнике которого обнаружили 40 кг пластика.
Главный антигерой в семействе пластмассовых — знакомые каждому продуктовые пакеты. В России каждый год производится 26,5 млрд пакетов — ими можно застелить пол-Москвы. Дома у каждого наверняка хранится свой пакет с пакетами, который «активируется» при каждом походе в магазин.
В России проблему видят и на правительственном уровне: ей занимаются два ведомства — Минприроды и Минпромторг. Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин заявлял летом, что ведомство предлагает ежегодно сокращать потребление пластика в России на 10–20%. Минпромторг собирал на совещании о переработке отходов представителей связанных отраслей еще в 2017 году. Кое-что продвинулось с тех пор. К 2022 году должно быть запущено 5 новых перерабатывающих заводов в России. Кроме того, для пластиковых производств с 2019 года увеличен утилизационный сбор и введен запрет на захоронение твердых отходов.
Получается, что сейчас в нераспространении пластика заинтересованы больше производители (их эффективно мотивируют рублем), а не потребители. Впрочем, у последних страсть к пакетам немного поутихла по той же причине — с 2018 года крупные ретейлеры перестали выдавать бесплатные пакеты на кассах. Тем не менее они не перестали их навязчиво предлагать к покупке.
В Европе с этим практически покончили. В 2015 году принята резолюция Европарламента, предписывающая странам ЕС сократить выпуск пакетов до 90 штук на одного гражданина к 2019 году и до 40 штук в 2025 году. Для сравнения: в России на одного жителя приходится 180 полиэтиленовых пакетов. Швеции, например, удалось добиться нулевых отходов и даже перерабатывать «пластиковый мусор» в энергию. В некоторых странах за использование пакетов штрафуют (Великобритания), а где-то, наоборот, можно подзаработать на сортировке мусора и экологичном подходе к потреблению. В Нидерландах за это дают скидку на оплату коммунальных услуг. Не отстают и наши ближайшие соседи. В 2019 году на биоразлагаемые пакеты перешла Грузия, где нарушителей штрафуют на приличную сумму.
Примеров того, как можно бороться с пластиком, — множество по всему миру. Однако и Минпромторг, и Минприроды признают: в ближайшие годы в России полное исключение пластиковых пакетов из оборота невозможно. Главная причина в том, что полиэтиленовым пакетам нет достойной альтернативы по экологическим и экономическим соображениям. Биоразлагаемые пакеты не исчезают с лица земли: они превращаются в микрокусочки и также попадают в организмы животных и людей. У бумажных пакетов аж два больших недостатка: они неудобные (промокают, рвутся, пропускают запахи) и дороги в производстве, для которого вырубаются деревья. «Гринпис» и вовсе предупреждает об опасности бумажных пакетов: вредные выбросы в атмосферу от них на 70% больше, чем от пластиковых.
Поэтому отказ от пластиковых пакетов в России если и возможен, то явно очень не скоро. Само собой, за «переодевание» товаров в новую упаковку заплатит потребитель. «Люди привыкли к дешевым пакетам, которые не обременяют при покупке, а после еще могут послужить для иных целей: упаковки вещей в доме или сбора мусора. Кроме того, под новую упаковку придется адаптироваться бизнесу. Смена производственных цепочек займет время и потребует издержек. А пока магазинам нет смысла пытаться сдерживать цены на пакеты», — отмечает председатель комитета Московской Торгово-промышленной палаты по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк.
В общем, перефразируя знаменитую песню Егора Летова: «Пластмассовый мир победил, пакет оказался сильней».
МОСКВИЧАМ НЕ ЖАЛКО ДЕНЕГ НА ПАКЕТЫ
В преддверии возможного рывка в решении экологических проблем «МК» решил опросить рядовых покупателей и кассиров сетевых продуктовых магазинов, какой пакет выберут они.
Покупательница Валентина не удивилась нашему вопросу. Правда, уточнила, что в советское время, конечно, было лучше — в СССР большинство покупателей использовали авоськи: «Я предпочитаю такие пакеты, которые покрепче (в руках — два огромных пакета). В основном пластиковыми пользуюсь, бумажные — непрочные. Цена для меня не важна».
75-летняя москвичка Наталья была самой активной в нашем опросе: «Конечно, я пользуюсь только бумажными! Пластиковые ужасны, они скрипят, а как их утилизировать?! Вы знаете, когда я бываю в Европе, там колбасу, сыр заворачивают в бумагу, а у нас все целлофановые мешки. Бумагу можно сжечь, а с пластиком что?..» — заявила Наталья.
Врач Светлана честно призналась, что многоразово использует пластиковые пакеты — о бумажных или тканевых она даже и не думала: «Я всегда экономлю, покупаю что выгодно».