Вчера Дмитрий Медведев собрал экономический блок кабмина, чтобы еще раз обсудить дополнительные меры по ускорению развития экономики.
Премьер заметил, что по итогам прошлого года ВВП подрос «чуть выше 2%, а в нынешнем году показатели пока еще более слабые", - констатировал он. Нужны свежие идеи, которые есть в том числе и у некоторых других ведомств. ДАМ напомнил, что выбирать и предлагать следует то, что реально выполнимо.
Премьер особо отметил, что план не должен быть повторением национальных проектов и госпрограмм. "Это должны быть меры по стимулированию экономического роста, а не просто констатация того, что давайте работать по национальным проектам и все будет хорошо,"- сказал глава правительства
Как говорится, «все силы на борьбу с Деникиным», то есть, на обеспечение роста, сопоставимого со среднемировыми показателями. И, конечно, кто за что отвечает, чтобы знать, с кого спрашивать в случае провала.
Нужно сказать, что тема «дополнительного ускорения» обсуждается в кремлевских и правительственных кабинетах уже не первый раз. Еще 11 сентября стало известно, что правительство готовит новый прогноз социально-экономического развития страны. Тогда также признавалось, что нынешние темпы роста не соответствуют поставленным благородным целям, глава кабмина подчеркивал, что национальные цели необходимо выполнять, а темпы роста — повышать, для чего и проводятся изменения в экономике.
Тема дополнительных мер для ускорения обсуждалась в конце сентября на совещании Владимира Путина с членами правительства. Тогда глава государства указывал, что экономический рост не самоцель, его ускорение должно приводить к повышению доходов граждан страны. По его словам, уже в будущем году прирост инвестиций в основной капитал должен вырасти вдвое (с нынешних 2% до 5%). Чтобы рост ВВП в 2021 году, наконец-то, превысил 3% и стал даже чуть выше мировых стандартов.
Таким образом, «мозговая атака» федеральных властей 8 октября была по счету уже третьей в течении месяца.
Сам Дмитрий Медведев выделил несколько важных, по его мнению, моментов. План должен включать меры по улучшению делового климата, снижению административной нагрузки и развитию конкуренции. В общем, призывы и обтекаемые формулировки, которые, как заклинания, повторяются на каждом совещании. В отдельные блоки предлагается выделить мероприятия по рынку труда и повышению эффективности государственного сектора, меры по увеличению несырьевого экспорта и стимулы для ускорения технологического развития.
Однако в следующем году правительство получит дополнительные ресурсы для инвестирования в экономику — средства Фонда национального благосостояния. На начало нынешнего месяца его объем приблизился к 8 триллионам рублей. А средства, накопленные сверх уровня в 7 процентов ВВП, могут вкладываться в различные проекты. Эти финансы правительство намерено использовать с максимальной отдачей.
О своем видении проблемы мы попросили рассказать эксперта «МК», доктора экономических наук Игоря НИКОЛАЕВА.
- Игорь Алексеевич, на правительственном Олимпе не первый раз и не первый год обсуждают тему дополнительного ускорения. Но воз, что называется, и ныне там...
- В стране регулярно проводятся опросы бизнес-структур, задают один-единственный вопрос: что мешает вашему развитию, дальнейшему движению вперед? Регулярно звучат одни и те же ответы: неопределенная экономическая ситуация в России. И высокая налоговая нагрузка.
Как на бизнесе сказывается неопределенность? Изменения правил игры. Сегодня у нас действуют одни законы — завтра в них вносятся поправки. И вот тебе дополнительная головная боль.
Нельзя здесь обойти важный вопрос санкций. Это уже больше к политикам. Нельзя делать вид, что санкции никак не сказываются на темпах развития экономики страны.
На мой взгляд, отказ от санкционной политики был бы важным, даже первоочередным шагом в деле укрепления экономической базы. Существовать в режиме санкций можно, а вот развиваться — нельзя.
- Но ведь в последнее время федеральное правительство приняло ряд существенных и эффективных мер по укреплению экономики...
- Согласен. И нацпроекты, и регуляторная гильотина, и отказ от старых нормативных актов, и стимулирование экспорта — все это важно. Но все это не переломило общей ситуации, экономический рост у нас по прежнему не сильно отличается от нуля.
Тогда как снижение налоговой нагрузки на производителя, отмена санкций сразу бы дали мощный импульс в развитии отечественного производства и улучшение макроэкономических показателей. Стране не нужны какие-то мега-проекты, допустим, в строительстве высокоскоростных магистралей. Было бы лучше профинансировать работы по укреплению региональных транспортных артерий.
Читайте также: Минэкономразвития предложило увеличить налоговую нагрузку на малый бизнес