В целом параметры федерального бюджета России на 2020–2022 годы представители Совета Федерации восприняли благожелательно. Между Матвиенко и первым вице-премьером — министром финансов Антоном Силуановым, который выступал ключевым докладчиком со стороны правительства на парламентских слушаниях в сенате, возникла разве что небольшая полемика относительно законообразования в отношении самозанятых. Кроме того, глава Совета Федерации возмутилась низкими темпами освоения средств на национальные проекты для исполнения майского указа президента Путина — из выделенных на эти цели в 2019 году 1,8 трлн рублей пока потрачено чуть более половины. Тем не менее подобные претензии, как полагают эксперты, скорее носят ритуальный характер и не являются предметом для принципиальных бюджетных дискуссий.
Впрочем, Силуанов не позволил чиновникам чересчур расслабиться. Он неожиданно заявил, что в случае кризиса накопленных в Фонде национального благосостояния резервов хватит для исполнения бюджетных обязательств в течение 3–4 лет. Неблагожелательные экономические обстоятельства могут возникнуть в случае падения цен на нефть до $30 за баррель. По словам Силуанова, если это произойдет, то бюджет страны защищен.
По словам аналитиков, новый федеральный бюджет действительно можно отнести к категории «оборонительный». «Среди очевидных положительных сторон бюджета — его профицит. Несмотря на то что он снизится с 1,93 трлн в 2019‑м до 950 млрд рублей в 2021 году, государство уверено, что в ближайшие три года не будет испытывать проблем со свободными средствами. Укрепится также и Фонд национальной безопасности — к концу отчетного периода его размер превысит 7% ВВП», — считает генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment Алексей Буянов.
Вместе с тем, как обращает внимание доктор экономических наук Игорь Николаев, параметры главного финансового документа страны показывают, что власти продолжают реализовывать стратегию накопления денег, а не их эффективного инвестирования. «Нельзя забывать, что рост экономики зависит от необходимого субсидирования каждого из секторов. Продолжать бесцельно копить средства — это сидеть на пороховой бочке, ведь не исключено, что та валюта или другие инструменты, в которых правительство сосредотачивает свои финансовые ресурсы, внезапно обесценится», — утверждает эксперт.
Стратегия накопительства настораживает специалистов. Выступая в Совете Федерации, Силуанов фактически предупредил сенаторов о предстоящей возможной экономической встряске и обозначил максимальный срок, который продержится правительство после того, когда она произойдет.
Впрочем, три-четыре «безопасных» года, о которых говорит Сулуанов, может являться чересчур оптимистическим прогнозом. «Накопленные средства — это мертвый груз. Без вложения они будут приносить только убытки. Между тем государство не предоставляет ясного плана по использованию сверхдоходов от экспорта нефти. В новом бюджете отсутствует переориентация с сохранения стабильного положения на рынке к политике стимулирования бизнеса. Чиновники не понимают, что достигнутые результаты невозможно удержать без нового прорыва. Однако практика показывает, что грамотно инвестировать накопленные деньги чиновники не умеют. Поэтому нет никаких гарантий, что аккумулированных Россией средств хватит, чтобы пережить новый кризис», — резюмирует ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.