Плюсы федерального бюджета
Наталья МИЛЬЧАКОВА, замглавы ИАЦ «Альпари»:
«Первый плюс — бюджет исходит из консервативного сценария развития экономики России, то есть он реалистичен. Второй — бюджетные расходы растут более высокими темпами, чем доходы: 2,1% и на 8,3% соответственно. При этом профицит сохраняется: прогнозируется, что в 2020 году доходы госбюджета составят почти 20,4 трлн рублей, а расходы не превысят 19,5 трлн рублей. Третий плюс — будут увеличиваться расходы на нацпроекты. За три года их общий объем составит около 26 трлн рублей, из которых более половины будет выделено из федерального бюджета. Еще одна положительная сторона — сокращение размера сырьевых доходов и увеличение «ненефтегазовой» прибыли».
Минусы федерального бюджета
Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:
«Параметры бюджета показывают, что государство продолжает претворять в жизнь стратегию накопления средств, а не их целенаправленного и эффективного использования. Между тем для стимулирования экономики, ее отдельных секторов необходимо инвестирование серьезных средств. Если финансовый приток инвестиций из-за рубежа сокращен в связи с санкциями до минимума, тогда власти необходимо пользоваться тем, что гарантировано есть у страны — сформированными денежными резервами. Продолжение накопления средств фактически свидетельствует об отсутствии у чиновников идей, как можно с пользой применить свой финансовый ресурс. Объем ФНБ, для примера, с 2019 по 2020 годы вырастет почти вдвое — с 7,6% до 12,6% ВВП. Есть подозрение, что в будущем году наша страна вернется от едва достигнутого профицита к привычному дефициту бюджета».
Наталья МИЛЬЧАКОВА, замглавы ИАЦ «Альпари»:
«Профицит бюджета в 2020 году прогнозируется более низкий, чем в 2019-м: 0,8% вместо 1,8% от ВВП. В 2021 году ожидается, что он упадет до 0,5%. Вероятно, правительство рассчитывает на более динамичный рост ВВП в ближайшие три года, но не ясно, какими источниками воспользуются чиновники для финансирования этого процесса. Еще один минус — слишком оптимистичные ожидания по инфляции потребительских цен. В проекте бюджета заложена инфляция в 3%, но Минэкономразвития в прошлые годы уже не раз «подкручивало» свои прогнозы в сторону снижения, когда инфляция выходила за прогнозные рамки. Самым главным минусом бюджета будущей «трехлетки» является то, что в нем практически не предусматриваются инвестиции государства в реальный сектор экономики. Есть финансирование нацпроектов, но это означает, что одни сектора будут получать инвестиции из бюджета, а другие, как и раньше, будут испытывать нехватку финансирования. Непонятно, как при дефиците инвестиций наша экономика к 2024 году выйдет на темпы роста выше мирового уровня».
Никита МАСЛЕННИКОВ, ведущий эксперт Центра политических технологий:
«Главная претензия к новому бюджету — отсутствие разворота к политике стимулирования бизнеса. Чиновники продолжают ориентироваться лишь на сохранение стабильного положения на рынке, не понимая, что нынешние результаты вряд ли удержишь без нового прорыва. Однако практика показывает, что грамотно инвестировать накопленные деньги чиновники не умеют».
Проект федерального бюджета РФ на 2020–2022 годы
2019 2020 2021 2022
Стоимость нефти Urals (в $ за баррель) 62,2 57 56 55
ВВП (в трлн рублей) 108,4 112,9 120,4 128,5
Темп роста ВВП (в %) 1,3 1,7 3,1 3,2
Инфляция (%) 3,8 3 4 4
Курс доллара (рублей за $) 65,4 65,7 66,1 66,5
Доходы (трлн рублей) 20,17 20,36 21,25 22,06
Расходы (трлн рублей) 18,29 19,48 20,63 21,77
Профицит (млрд рублей) 1881 880 614 287
По данным Минфина.