Начать хочется все-таки с чего-то бодрящего. Растет прежде всего оптовая торговля. Правда, ее показатель рассчитывается с некоторым запаздыванием, пока есть данные за июль — рост на 4,4%. И это после того, как в первом полугодии отрасль рухнула на 4,4% (здесь и далее показатели приведены в годовом измерении). Это, безусловно, самый бодрый показатель. В течение последнего месяца лета промышленность выросла на 2,9%. А это пусть чуть-чуть, но все же больше, чем месяцем раньше, когда тот же показатель был 2,8%. На этом фоне строительство с ростом в 0,3% вместо прежних 0,2% остается несколько в тени, хотя и бодрой тени. Из хороших новостей это все.
Сельское хозяйство растет, но замедляясь. В августе оно увеличилось на 2,8%, но после июльских 5,9% это уже плохая новость. Как полагают аналитики Росбанка, «в базовых отраслях экономики наблюдается поступательное оживление, создавая фундамент для ускорения экономического роста во втором полугодии 2019 года». Хотелось бы, конечно, в это верить. Но пока остается именно верить, потому что вера — нечто иррациональное.
Если же оставаться на рациональной почве, то самый любопытный показатель, публикуемый Росстатом, — это грузооборот на транспорте. В августе — внимание! — он продолжал не расти, а сокращаться. Падение составило 0,7%, в июле оно было еще глубже — 1,1%. Спрашивается, если оптовая торговля, промышленность и сельское хозяйство росли, то где весь этот рост, если грузоперевозки абсолютно сокращаются?
Убедительный ответ можно найти только для промышленности: объем перевозок по трубопроводному транспорту увеличился на 1,1%. Это подтверждает тот факт, что среди промышленных отраслей быстрее других росли, кто бы сомневался, добывающие отрасли во главе с нефтяной и газовой промышленностью (они увеличились на 3,1%). Но ни оптовая торговля, ни сельское хозяйство трубой не пользуются. Остается ответ, заключающийся в том, что объем грузоперевозок хотя и продолжил сокращаться, но сокращается уже не так быстро.
Если вернуться к общей макроэкономической оценке, то у аналитиков Sberbank Investment Research она такова: «Низкий потребительский спрос и ухудшение внешних условий оказывают давление на экономическую активность, однако увеличение расходов бюджета должно придать импульс экономике в ближайшие месяцы». Обоснование: за семь месяцев 2019 года ВВП вырос на 1,6% на фоне ускорения бюджетных расходов за тот же период на 2,5%. Собственно, росту не на что опереться, кроме бюджетных расходов. Потребительский спрос замедляется, как замедляются и темпы роста розничной торговли. Причины — продолжающееся сокращение реальных доходов населения при замедлении роста розничного кредитования. Хотя темпы роста этого кредитования остаются высокими (23,6% в июле без ипотеки, данных за август пока нет), они снижаются уже три месяца подряд. А инвестиций для создания базы роста экономики пока явно недостаточно. О чем косвенно свидетельствуют отмеченные скромные показатели строительства. Вот такая у нас рыночная экономика со стержнем в лице государства и его расходов.
Алексей Девятов из ФК «Уралсиб» считает, что в краткосрочной перспективе темпы роста российской экономики останутся низкими: в 2019 году ВВП прибавит 0,7%, а в 2020‑м вырастет на 1%. Это заметно хуже прогноза Минэкономразвития, по которому в 2019 году рост ВВП РФ составит 1,3%, а в следующем — 1,7%. На днях свой прогноз развития российской экономики обновила в сторону ухудшения Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Прогнозные показатели и 2019‑го, и 2020‑го стали ниже на 0,5 п.п. Зато теперь он как раз посередине между прогнозами Минэкономразвития и ФК «Уралсиб». ОЭСР считает, что рост ВВП РФ в 2019 году составит 0,9%, а в 2020‑м — 1,6%.
Август прошел, еще больше повернув российскую экономику в сторону государства. Устойчивее она от этого вряд ли стала.