Стоит отдать должное министру природных ресурсов Дмитрию Кобылкину — именно с 2018 года, когда он возглавил ведомство, Россия публикует оценку не только количественных объемов отечественных разведанных полезных ископаемых, но и подсчитывает их рыночную цену. Впервые такая работа была проделана в конце прошлого года, а теперь министерство дополнило информационную базу о состоянии российской природной кладовой новыми, причем, весьма позитивными сведениями.
Если по итогам 2017 года общая стоимость отечественных запасов газа, нефти, золота, угля и железной руды оценивалась в 52 трлн рублей, то теперь за них на сырьевых биржах могут предложить почти 93,5 трлн рублей. В наибольшей степени выросли в цене нефтяные ресурсы — их стоимость поднялась с 40 трлн почти до 75 трлн рублей. Причем реальные установленные запасы «черного золота» нашей страны также показали позитивную динамику — они увеличились с 9 млрд до 9,8 млрд тонн.
Как объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, оценочный поход, на основании которых делает свои выводы Минприроды, является достаточно консервативными и даже, возможно, несколько заниженными. Свою статистику ведомство основывает только на запущенных в эксплуатацию добывающих объектах.
Зарубежные эксперты также подсчитывают данные перспективных месторождений и выдают «на гора» гораздо более оптимистическую статистику. В частности, по оценке ВР, российские нефтяные запасы составляют почти 15 млрд тонн, а газа — около 35 трлн кубометров.
Как следует из данных Минфина, по итогам 2018 года средняя стоимость нефти российской марки Urals выросла с $53 до $70 за баррель. Пользуясь оценкой запасов «черного золота», которую приводит британская копания, нефтяные ресурсы России сейчас могут принести примерно на 30% больше доходов, нежели по данным Миприроды. С учетом перспективных газовых месторождений, которые также оценивает ВР, природная кладовая нашей страны обладает еще большим потенциалом для извлечения прибыли.
«Не исключено, что Минприроды намеренно занижает данные по минерально-сырьевой базе России. Такой подход можно сравнить с ежегодным расчетом бюджета — в нем существует три варианта развития событий на мировом нефтяном рынке: первый, базовый, предполагает падение котировок «черного золота»; второй основан на сохранении цен на сырье; третий, рискованный, строится на росте стоимости углеводородов, — рассуждает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов. — Судя по всему, ведомство Дмитрия Кобылкина не спешит делать скоропалительных выводов и стремится основывать свою статистику на осторожной оценке положения вещей. Тем не менее, даже консервативные данные Минприроды по росту стоимости отечественного природного богатства не могут не радовать».
Впрочем, обладать серьезным потенциалом нефти и газа — еще не значит эффективно данный ресурс извлекать и умело им пользоваться. Россия занимает 6-е место в мире по ресурсам «черного золота» и первое — по запасам «голубого топлива». «Первенство в производственных характеристиках является серьезным преимуществом, однако необходимо бороться за потребителя: создавать новые транспортные экспортные маршруты, осваивать передовые технологии, настраиваться на современный сервис и подход к бизнесу, который давно отличается от традиционных сырьевых решений. Цены на сырье могут рухнуть до минимума, и тогда все природные богатства моментально обесценятся», — предупреждает директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков.
Сколько стоят природные богатства России (в трлн рублей)
Нефть - 74,41
Газ - 14,11
Коксующийся уголь - 1,85
Железная руда - 1,24
Золото - 0,61
Всего - 93,4
По данным Минприроды.
Читайте также: Правительство «с мантрами» одобрило бюджет на три года