Переход на электронные трудовые будет проходить так. С 1 января 2020 года компании обяжут ежемесячно предоставлять в Пенсионный фонд России (ПФР) информацию о трудовой деятельности сотрудников в цифровом виде. Сейчас систему тестируют на крупных предприятиях, чтобы оценить готовность их кадровых служб и информационных систем. Электронная трудовая книжка будет содержать сведения обо всем трудовом пути человека — профессию, должность, номера приказов о повышениях, наградах, увольнениях. Для граждан предусмотрели переходный период: до 2021 года работник сможет написать заявление о том, что хочет дублировать информацию на бумажную книжку. Если заявления не поступит, старую трудовую ему вернут на руки. Правда, многие россияне будут лишены права выбора: молодые люди, начавшие работать до 2021-го, а также те, кто перейдет в тот год на другую работу, автоматически станут обладателями только электронных книжек.
Как пояснял глава ПФР Антон Дроздов, цифровые книжки удобны всем: гражданам, государству, работодателям. Польза для работников будет выражена в экономии времени. Вместо того чтобы идти в отдел кадров за справкой, нужную бумажку в электронном виде можно будет получить в личном кабинете в ПФР. Там же можно будет даже пенсию оформить дистанционно, говорит руководитель фонда. Бизнесу выгоду принесет сокращение издержек — не надо покупать бумагу, бланки, сейфы для хранения. Кроме того, работодатель сможет легко восстановить утерянную информацию: в отличие от бумажных электронные трудовые книжки не могут сгореть, намокнуть, пропасть. В ПФР уверяют, что новая система бизнесу не будет стоить ни копейки. По словам Дроздова, у компаний и так вся отчетность хранится в электронном виде — разработчикам программного обеспечения останется лишь доработать бухгалтерские программы.
Ко второму законопроекту — о создании ресурса с личными данными граждан — у депутатов возникло больше вопросов. Планируется, что это будет общая база сведений о человеке, составленная на основе данных из МВД, Минобороны, Минобрнауки, ПФР, фондов обязательного медицинского и социального страхований, налоговой службы и других ведомств. При этом идентификационных номеров гражданину, как это делается, например, в Японии, присваивать не будут. Гражданам создание ресурса тоже сулит удобства: теперь не надо будет ходить за справками в учреждения — документы можно будет запросить в МФЦ или на сайте госуслуг. Свою цифровую карточку можно проверять и отслеживать — на государственных сайтах. Однако всю эту информацию смогут получить и любые госорганы, но только они: физлицам к личным данным другого человека доступа не будет. Кстати, в реестр будут вноситься сведения не только о гражданах РФ, но и о въезжающих иностранцах и лицах без гражданства — это нужно для оказания медицинской помощи, учета трудовой миграции.
Главный пробел «цифровых» проектов, который депутатам придется исправить к следующим чтениям — это защищенность электронных баз. Член Комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов отметил, что законодательство в части контроля над доступом в базы данных не проработано. «Людям нужны жесткие гарантии», — сказал он и напомнил, что в 2018 году из ПФР в общий доступ утекли данные о 2 млн граждан с их номерами СНИЛС и другой информацией. Первый зампред комитета ГД по экономической политике Валерий Гартунг добавил, что реестр сведений аккумулирует огромный объем информации в одном месте, а это создает большой риск. Другой вопрос: что делать гражданину, если о нем в систему внесены ошибочные данные? Механизм исправления недочетов авторы законопроекта тоже должны будут прописать в поправках.
Читайте также: ВС решил, что отсутствие сотрудника из-за снегопада не должно называться прогулом