Когда говорят о проектах по повышению финансовой грамотности, сразу представляешь себе полезные советы о том, как открыть счет в банке, как не попасться на удочку мошенников и т.д. То есть чисто об управлении финансами. Но в данном подпроекте, на мой взгляд, организаторы замахнулись на куда более глубокие смыслы в жизни маленьких граждан. Через игры они хотят научить их не финансовой или экономической грамотности, а скорее правильным «хотелкам». Для примера, в первой части конкурса, в которой дети должны придумать финансовую игру, а точнее — игру про финансы, они использовали традиционную, знакомую всем с детства игру «Съедобное-несъедобное».
— Мы берем знакомую всем с детства игру, — говорит мне идеолог проекта Мария, — и... переименовываем ее в «Обязательное-необязательное».
Мне становится немножко не по себе: не придумав ничего нового, «идеологи» решили просто влезть и переписать старое, доброе, вечное, да еще и детей этому учат. Присланная версия игры а-ля «Съедобное-несъедобное» запутывает в детском сознании понятия: полезное — вкусное — необязательное — дорогое, но нужное. Тут беззаботно, по-детски, подурачиться и посмеяться над ошибками, когда вдруг случайно съешь какой-нибудь шарф, уже не получится. Из вас, дети, готовят послушных роботов, которых назовут финансовыми лузерами, если не ответите правильно на вопросы.
Варианты обязательного и необязательного уже подготовлены в правилах. Обязательными, которые надо, конечно же, ловить двумя руками, там считаются: «покупка продуктов питания», «оплата ЖКХ», «лекарства бабушке», «оплата детского садика», «покупка машины в кредит», «оплата телеантенны»... О’кей, с этим вроде все в порядке, это действительно обязательные траты, хотя по поводу двух последних пунктов у меня возникли некоторые сомнения.
Что же там из «необязательного»? А вот что: «покупка папе спорткара», «покупка третьего телевизора», «мраморная статуя в дом», «канарейка», «аквариум с рыбками», «картины». Что за нелюбовь у организаторов игр к животным и к искусству? По их мнению, получается, что рыбки и третий телевизор можно ставить в один ряд как ненужное? Да канарейка гораздо ценней даже первого и единственного телевизора в доме — она нужна для воспитания души маленького человечка. А поиграв в такие игры, он может зачерстветь и перестать мечтать о животных... Но ведь это в корне неправильно!
Зачем с детьми затевают такие игры? Чтобы вырастить послушных потребителей, которые должны довольствоваться малым, но при этом обязательно взваливать себе на шею кабалу в виде кредитов? По-моему, кредит нужно брать только в самом крайнем случае, а вот канарейка или картина в доме не помешают. Это правильно. А программа Минфина будет учить другому?
Можно было бы списать игровое условие с кредитами и рыбками на случайную непродуманную оплошность организаторов. Но нет. Следующие игры, которые нам прислали в качестве примера, вновь настойчиво направляют мысли детей на... долги: «Управление долгами», «Управление долгами семьи». «За взятый кредит ответственна вся семья», — гласит девиз последней. Тут юридическая ошибка — ребенок точно не несет ответственность за кредиты, по крайней мере в 7 лет и даже в 12 лет! Оставьте его психику в покое, она ему еще понадобится!
А вот другая предложенная в качестве примера игра под названием «Вакантное место» — не что иное, как переделанная «под финансы» игра «Займи свободный стул». Правила те же, что в любимой забаве детства, вот только последствия у нее могут быть невеселые. Потому что в объяснении к ней для первоклассника или пятиклашки говорится: «Не успев занять свободный стул, ты потерял свое вакантное место — его занял другой, более успешный мальчик или девочка». Да вы представляете, что может случиться после этого с детской психикой?!
К сожалению или к счастью, примеров физических упражнений «для разминки» на тему финансовой грамотности (как такое вообще могло прийти в голову) нам не предоставили, так же как и речевок. Спасибо им за это. Видимо, организаторы сами не слишком хорошо понимают, как можно выполнить такое задание. Может, все-таки что-то поменяют в своей концепции. А то представился сразу Древний Рим и его перефразированная на современный финансовый лад кричалка: «Хлеба и денег!» — и сразу в холодный пот бросило.