Величина прожиточного минимума в России пересчитывается каждый квартал — это не только традиция, но и статистическая необходимость. От этой суммы чиновники назначают минимальный размер оплаты труда, то есть тот объем средств, который будет способствовать жизнедеятельности населения.
Берется только самое необходимое — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Туда же включаются обязательные платежи и сборы — коммуналка и налоги.
В 2019 году прожиточный минимум приравняли по величине к минимальному размеру отплаты труда. Со II квартала эта сумма равняется 11,185 тыс. рублей. В I квартале 2019 года прожиточный минимум в целом по России был несколько меньше — в среднем на 4%. Его размер составлял лишь 10,753 тыс. рублей. То есть «в плюс» россиянам, которые довольствуются только минимальным достатком, добавили более 430 рублей.
Кажется, довольно неплохо — можно купить дополнительный килограмм мяса или несколько авосек картошки и лука. Только потратиться на излишества особенно не получится: например, стоимость крымских персиков на рынке выходного дня доходит до 300 рублей за килограмм, поэтому не нагуляешься.
К слову сказать, 11,185 тыс. рублей — это всего лишь «средняя температура по больнице». Такой минимальный прожиточный минимум полагается только трудоспособным гражданам. Пенсионеры, которые находятся на заслуженном отдыхе, могут, согласно расчетам Минтруда, прокормить себя всего на 9,236 тыс. рублей. Детям, конечно, положено расти — на них полагается более чем 11 тыс. рублей (на 4 рубля больше, чем означенная сумма).
Нельзя спорить, цифры прогрессивные. На основе прожиточного минимума повышается минимальный размер оплаты труда. Во времена Советского Союза оклады повышали раз за десять лет, и то не всем, а по договоренности с начальником. Теперь это делают ежегодно, на основе законодательных инструкций. Повышение заработных плат, как утверждает руководство страны, должно уравнивать инфляцию, чтобы население не ощущало обнищания своих кошельков.
Между тем, по данным ЦБ и Минэкономразвития, в мае стоимость доступной потребительской корзины в России выросла более чем на 5%. Данные Минтруда это подтверждают — ведомство объясняет, что повышение прожиточного минимума связано с ростом цен на самые доступные продуктовые товары: потребляемый в неограниченных количествах картофель подрос в цене почти на 23%, морковь и свекла подорожала на 25–30%, а лук и капуста — примерно на 40%.
Можно привести в пример еще одну аналогию: за первое полугодие, по данным Росстата, продукты питания в нашей стране стали дороже на 3%, тогда как в Евросоюзе, далеко не все страны которого отличаются развитым аграрным хозяйством, продовольствие выросло в цене всего на 1,8%. В 2018 году еда в России дорожала в 4,2 раза быстрее, чем в ЕС.
В связи с этим минимум, за счет которого государство гарантирует относительную стабильность своим жителям, может послужить защитой от голодной смерти, но вряд ли обеспечит процветающее будущее.
«Прожиточный минимум в размере 11 тыс. рублей вызывает ироничное ощущение. Доказывать, что на эти деньги прожить невозможно, — бессмысленно, а шутить по этому поводу — кощунственно. Государство почему-то уверено, что если у человека есть продукты, то он выживет. Но у наших сограждан есть другие потребности — в периодическом обновлении гардероба, приобретении лекарств, получении платных услуг. Недавно был в Ивановской области: там у местных жителей нет бани. Мыться едут в соседний город — 56 рублей в один конец плюс билет на баню. Это — средневековье», — полагает кандидат юридических наук, директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Читайте также: "Сколько МРОТов для счастья надо: индексация зарплат спровоцирует массовые увольнения"