Второй пакет ограничений, который США вводят против России с 26 августа, был внедрен по делу «отравления Скрипалей». Американский президент Дональд Трамп завизировал этот документ в начале последнего летнего месяца этого года. По сведениям западных СМИ, сам Трамп не собирался ставить свое факсимиле на этой бумаге, однако сенаторы, продвигавшие законопроект, убедили главу государства в том, что Москва так и не предоставила гарантий, что инцидент в британском Солсбери не повторится в будущем. Хотя прямых доказательств, что к отравлению экс-полковника ГРУ и его дочери причастна Россия, до сих пор не предоставлено, американские санкции все-таки заработали.
Суть дополнительных ограничений — исключить вложения средств американских финансовых организаций в российскую экономику и минимизировать аналогичные транши со стороны европейских инвестиционных институтов.
На первый взгляд звучит страшно: в подобных условиях Россия окажется не в состоянии привлекать заимствования на зарубежном рынке. «Американцы любыми способами сужают доступ кислорода в Россию, — сигнализирует старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Вашингтон постоянно снижает возможность России для внешнего кредитования и доступ к мировым финансам. В начале августа, когда стало известно о новых санкциях, доллар подорожал на 4%».
Действительно, в начале августа стоимость «американца» на валютных рынках равнялась 63 рублям. Теперь его цена зашкаливает за 67 рублей. Многие эксперты утверждают, что август является провальным месяцем для российской экономики, тем не менее эта зависимость обусловлена определенными обстоятельствами, а новые санкции со стороны Вашингтона только подтверждают проблематику периода.
Для полноценной паники, судя по всему, еще нет повода. Бежать в обменник и покупать за накопленные рубли американские денежные знаки, которые считаются самым доступным средством сохранения сбережений, наверно, окажется непредусмотрительным подходом. Против «культуры доллара» выступает не только Россия, которая постепенно сокращает свои вложения в американские инвестиционные бумаги — в июне объем вложений нашей страны в казначейские облигации США сократился почти на $2 млрд и теперь составляет около $10,85 млрд (в 2010 году он доходил до $170 млрд). Как заявил глава ЦБ Англии Марк Карни, доллар в настоящее время дестабилизирует мировую экономику, поэтому его срочно нужно заменить иной резервной валютой. В качестве замены он не предложил ни один из существующих эквивалентов — фунт стерлингов, евро, китайский юань или японскую иену. Тем не менее фактически британский чиновник дал «добро» на отказ от доллара, служащего основным средством расчета среди международных коммерческих организаций.
Правда, России не стоит идти на поводу у подобных финансовых теоретиков. Санкции против нашей страны, хоть и кажутся сомнительными, однако не говорят о здоровой атмосфере нашего экономического положения. Финансирование России со стороны Всемирного банка или Международного валютного фонда практически не осуществляется. По данным ЦБ и Минфина, на 1 апреля внешний долг отечественного государственного сектора составлял немногим более $255 млрд. Наши золотовалютные резервы вдвое превышают эту сумму, поэтому беспокоиться вроде бы не стоит.
«Между тем нельзя пренебрежительно относиться к очередным американским санкциям. Вашингтон готов нанести нашей стране еще много дистанционных, но болезненных ударов, — предупреждает Анна Бодрова. — Европейские компании, которые зависят от США, будут помалкивать и бездействовать. Их кредитные потоки российским партнерам могут резко сократиться. Американская валюта снова пойдет в рост и наверняка зашкалит за отметку в 70 рублей».