Тут поневоле задумаешься о проклятии «черного августа». В 1998-м случился дефолт: России стало не по силам расплачиваться по внешним долгам, доллар взлетел почти в 4 раза, многие ведущие компании обанкротились, а население в раз обнищало. Кризис 2008-2009 годов формально начался осенью, но его предпосылки возникли как раз в августе. Сначала падали акции российских компаний, потом инвесторы начали стали активно выводить свои капиталы из России, а правительство направо и налево раздавало субсидии сырьевым холдингам. Доллар тогда за полгода подорожал с 23-х до 32-х рублей, примерно за то же время стоимость нефти упала в цене более чем втрое.
Экономические проблемы России, возникшие в конце лета 2014 года, по большому счету, были связаны с санкциями, которым мы подверглись со стороны США и ЕС, и которые обернулись для нашей страны долгосрочным экономическим противостоянием с Западом. Опять же это сопровождалось падением нефтяных цен и ослаблением рубля.
В настоящее время полноценного экономического кризиса нет — по крайней мере. Пока, но факт остается фактом: нефть падает, а вслед за ней и рубль. Российские власти утверждают, что все беды приходят из-за границы: торговые войны Китая и США не дают расти ценам на «черное золото», а стоимость национальной валюты подвергается атакам биржевых спекулянтов, которые ищут более надежные «тихие гавани». Грубо говоря, представители правительства уверены, что внешние угрозы требуют гораздо большего пристального внимания, нежели внутренняя экономическая политика. Виноваты, как всегда, западные капиталисты, которые спят и видят, как поставить Россию на колени и выставить нас на паперть.
Несомненно, верить в это удобно: техасский рейнджер бросит российского медведя через бедро и оставит без средств к существованию. Между тем, причины кризиса, к которому россияне готовятся каждый август, складываются не за «бугром», а внутри страны. Причем, их инициаторами являются те, кто был поставлен на защиту от подобных перипетий. Нынешние макроэкономические показатели России не внушают доверия: по оценке Росстата, экономика в I полугодии замедлила рост до 0,9% вместо запланированных 1,6-1,8%. По итогам года, прогнозирует Центр развития ВШЭ, рост составит чуть более 1,1%.
В 2018-м темпы роста экономики были гораздо уверенней — около 2,3%. На вопрос, почему не растет экономика, можно уверенно ответить: падает потребительский спрос — населению не хватает денег для укрепления собственного благосостояния. Правительство увеличивает зарплаты бюджетников и индексирует пенсии, но обязательные платежи — по кредитам, по растущим налогам и сборка, по оплате ЖКХ, в купе с немаленькой инфляцией — тянут реальные доходы вниз.
Что это значит? Только одно — россиянам остается жить лишь на одну зарплату. Откладывать на будущее они не в состоянии. Уже сейчас россияне, судя по опросу страхового подразделения «Сбербанка», считают, что их зарплата должна находиться на уровне 66 тыс рублей в месяц. Нынешние средние оклады населения, учитывая «толстосумов», которые получают по более 1 млн рублей, укладываются в 47 тыс рублей. И это, в мегаполисах, причем, если повезет.
Несмотря на то, что страна давно перешла на рыночные рельсы развития, то есть людям дали возможность зарабатывать, пользуясь всеми доступными способами, их основные доходы все равно формируются работодателями, в большинстве своем, государственными, которые повышают оклады по заданному правительством графику — на размер официальной инфляции: 4% в год. Только это не развитие, а рецессия и даже стагнация. Если человек сможет купить в будущем году столько же (или меньше) товаров, сколько и в предыдущем, то вряд ли он почувствует себя счастливым. Возможно, власти руководствуются критерием, обозначенным родоначальником классической философии Иммануилом Кантом: дайте человеку все, чего он желает, и тут же он потребует прибавки. Поэтому нынешний август может оказаться для россиян не менее проблематичным, чем последние летние дни 2008-го или 1998-го годов.