В первую пятерку стран — лидеров по доступности горючего для населения — помимо Люксембурга, входят также Норвегия, Австрия, Ирландия и Великобритания. Граждане этих государств на свои ежемесячные доходы могут приобрести примерно 2--2,9 тыс литров 95-го бензина. Такой расклад объясняется достаточно высокими заработными платами — охранники там получают не менее $2,5 тыс (160 тыс рублей) в месяц, а журналисты, инженеры и банкиры — около $6-7 тыс (370-410 тыс рублей). Бензин здесь стоит также недешево — в пересчете на российскую валюту получается примерно 90-120 рублей за литр. Тем не менее, высокие оклады позволяют европейцам поступиться с подобными тратами.
Россия в топливном рейтинге занимает достаточно неплохие позиции. Наша страна находится в середине списка — на 16-м месте, располагаясь между Италией и Эстонией. В России АИ-95 обходится покупателю в 45,5 рублей. На среднемесячную зарплату наши соотечественники могут купить чуть менее 930 литров высокооктанового топлива. В число аутсайдеров рейтинга входят Болгария, Румыния, Латвия и Белоруссия. В этих странах на оклад можно купить немногим более 560 литров горючего в месяц. Впрочем, в самом худшем положении оказалась Украина, граждане которой обладают возможностью на свой ежемесячный оклад приобрести менее 280 литров топлива. Это в 10 раз меньше, чем в Люксембурге, и в 3,3 раза меньше, чем в России.
Если вернуться в Россию, то, по официальным данным, в среднем в год каждый российский автолюбитель заправляет своего «железного коня» немногим более 330 литрами бензина. Если ездить на АИ-95, то ежегодные затраты на топливо невысоки — всего 15,3 тыс рублей. Однако такая статистика не имеет ничего общего с действительностью. По оценке агентства «Автостат», почти половина россиян расходуют на горючее более 4 тыс рублей в месяц или примерно 50 тыс в год. Между тем, при ежедневных поездках на собственном авто на расстояние в 40 километров, месячные затраты на бензин могут превысить 8 тыс рублей, а это почти 100 тыс рублей в год.
Как отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев, когда человек заехал на бензоколонку, он оценивает свои возможности не по паритету покупательной способности или по аналогичным расчетным данным, а по фактическому количеству денег, что лежит у него в кошельке. Именно здесь кроется основная загвоздка при оценке доступности бензина для населения. «Методика опубликованной оценки предполагала соотношение средней заработной платы и стоимости бензина. В России средняя зарплата, по данным Росстата, составляет около 47,7 тысяч рублей. Медианное значение (цифра, выше и ниже которой зарабатывает равное количество трудящихся) составляет 34,3 тыс рублей. Тогда как модальное значение, то есть, зарплата, которую получают наибольшее количество граждан, составляет лишь 23,5 тыс рублей. Это те доходы, из которых следует рассчитывать и сравнивать доступность бензина в разных государствах, так как они ближе всего к истине. В Норвегии и Дании среднее и модальное значение окладов также отличаются, но в меньшей степени, чем в России. Подсчитай эксперты этот рейтинг с учетом модальной зарплаты, Россия оказалась бы не на 16-м месте, а в самом хвосте списка — где-нибудь рядом с Украиной», — отмечает эксперт.