МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Государство защитит еду от ядов

Сенатор Сергей Лисовский: «Поддержка наших сельхозпроизводителей трансформируется в скидки для покупателей»

Последний год для российского продовольственного рынка ознаменовался важными законодательными изменениями. Вступил в силу закон, запрещающий торговым сетям возвращать просроченные и непроданные продукты сроком годности до 30 дней поставщикам. Принято решение о восстановлении системы ветеринарного контроля продукции: за распространением болезней животных будут следить на федеральном уровне. Вводится электронная сертификация товаров «Меркурий» и тестируется система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров некоторых категорий. О законотворческих итогах года в сельскохозяйственной отрасли рассказал первый зампред аграрного комитета Совета Федерации Сергей Лисовский.

Фото: council.gov.ru

Внесению поправок в закон «О регулировании торговой деятельности» сопротивлялись торговые сети, которым запретили по своему усмотрению возвращать часть поставок обратно производителям. «Торговые сети пугали пустыми полками магазинов, но этого не произошло: запрет вступил в силу и работает. Таким образом, мы защитили поставщиков и сэкономили им сотни миллиардов рублей, которые они могут инвестировать в производство или трансформировать в скидку для покупателя», — отметил Сергей Лисовский на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности аграрного комитета СФ РФ.

Гибель скота от болезней предотвратят изменениями в законе «О ветеринарии». Полномочия по контролю над распространением болезней (сегодня одна из главных бед фермеров — африканская чума свиней) переданы от регионов федеральному центру. «Большинство регионов не имеют достаточно средств для нормального финансирования ветеринарных служб. Были случаи, когда местные аграрии скрывали очаги болезни, после чего заболевание распространялось по всей стране», — подчеркнул важность нововведений сенатор.

Однако продовольственную безопасность подрывают не только ветеринарные проблемы. По словам Лисовского, сейчас потребители не защищены от товаров, отравленных пестицидами и агрохимикатами. Тема бесконтрольного использования ядовитых веществ недавно поднималась на фоне новостей о массовой гибели пчел по всей стране. «Пчелы — это только один видимый пример, — отмечает парламентарий. — Качество продуктов на полках проверяется лишь выборочно в ходе проверок Роспотребнадзора. В итоге мы имеем на полках спелые на вид помидоры, которые на самом деле являются ядом». Такая ситуация сложилась из-за того, что в 2011 году Россельхознадзор по инициативе Минэкономразвития лишился основных полномочий по контролю над использованием пестицидов. Получилось так, что проверкой ввозимой продукции на границе, контролем использования ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве в России в течение восьми лет не занимался никто.

«Уже пять лет мы пытаемся вернуть контроль над пестицидами Россельхознадзору, но Минэкономразвития категорически против. Министр Орешкин считает, что это будет давлением на производителей. Хотя добросовестные производители только «за», — говорит Сергей Лисовский.

В 2019 году вступили в силу правила об обязательной маркировке некоторых категорий товаров. По решению правительства к 2024 году цифровой маркировкой — QR‑кодом (специальным знаком на упаковке) — должны быть помечены все товары. Сенатор Лисовский считает это правило избыточным, более того — разорительным для производителей и потребителей. Каждая марка стоит 50 копеек на данный момент, плюс в копеечку обходится покупка оборудования для нанесения знаков. «В целом из-за цифровой маркировки у потребителя будут изыматься 300 млрд рублей в год, которые могли бы пойти на поддержку отечественных производителей», — предупредит зампред аграрного комитета.

По оценке отраслевых союзов, ежегодные расходы только производителей детского питания на организацию системы маркировки составят 13,5 млрд рублей. Для потребителей дополнительные расходы составят около 500 рублей в месяц на ребенка до полутора лет. Производителям соков и безалкогольных напитков введение маркировки будет обходиться в 30–40 млрд рублей в год. Еще столько же они потратят на обеспечение прослеживаемости в торговых точках. При этом бизнесу предлагается самостоятельно приобретать оборудование для нанесения QR‑кодов и их сканирования, а также программное обеспечение, чтобы все это работало. «Для крупных компаний эти расходы не критичны, хотя они могут отразиться на конечной стоимости товаров. А мелких игроков такие затраты могут довести до банкротства», — предупредил Лисовский.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах