Демпферный механизм, одобренный парламентариями, стал итогом годовой работы профильных ведомств правительства. Еще недавно глава правительства Дмитрий Медведев по этому поводу заметил: «Обратный акциз», «демпфер», «цена отсечения», никто не понимает что это такое; людям важны цены как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах».
Теперь понимания прибавилось. Суть нововведения: сырьевые компании продают бензин и дизельное топливо на своих российских АЗС по стабильным ценам, даже в том случае, когда на мировом рынке нефтепродукты дорожают. Доходы, которые могли бы получить нефтяники за счет увеличения экспорта, им компенсирует государство. Размер компенсации зависит от вида и объемов продаваемого топлива. Аналогичные условия действуют в отношении авиакеросина, который также будет продаваться по условной стоимости — 48,3 тыс рублей за тонну.
Как полагают авторы документа, за счет подобного механизма будут соблюдены интересы всех сторон: рядовые автомобилисты смогут больше не беспокоиться о возможном резком подорожании бензина, а нефтяные компании, которым принадлежит большинство отечественных НПЗ, не будут портить свои финансовые отчетности данными об упущенной прибыли.
Однако самой важной задачей, которую правительство собирается решить путем внедрения демпферного механизма, является окончательный отказ от ручного управления топливной отраслью России. Именно ручное управление («окрики» со стороны президента и правительства) до сих пор служил главной преградой для резкого роста цен на АЗС. Наглядно убедиться в этом можно было год назад, когда после нескольких серьезных скачков стоимости топлива, только прямые переговоры чиновников с крупными производителями остановили дальнейшее удорожание горючего.
На первый взгляд инициатива о компенсации нефтеперерабатывающим заводам не лишена смысла, полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Из-за искусственного сдерживания оптовых цен на бензин резко падает рентабельность работы практически всех отечественных НПЗ. В таких условиях заводы лишаются возможности инвестировать в модернизацию своих мощностей, что ведет к снижению развития отрасли. Государственные субсидии в этом случае можно считать проявлением заботы о всей российской переработке», — считает он.
Вместе с тем, эксперты сходятся во мнении, что цены на бензин отныне будут меняться только по рыночным правилам. По мнению аналитика FxPro Александра Купцикевича, законопроект является попыткой сбалансировать крайне противоречивые интересы крупных производителей, заинтересованных в сохранении прибыли, и рядовых покупателей топлива, для которых каждое повышение цен на АЗС — удар по семейному бюджету. «В ближайшей перспективе такой механизм принесет результаты. Можно будет избежать резкого скачка цен на топливо, который нанес бы еще больший урон всей экономике. Во многих развивающихся странах есть различные государственные субсидии схожего характера. Однако в будущем подобный способ может стать опасным для рынка, поскольку сведется к перекладыванию денег из одного кармана в другой», — предупреждает эксперт.
Ну а как же быть с заботой Дмитрия Медведева о ценах на бензоколонке? Ведь получается, что для сохранения доступного по цене горючего государству приходится платить нефтяным «королям». В 2019 году в виде подобных субсидии нефтяники получили из бюджета 200 млрд рублей. В этом году компенсации могут оказаться меньше — 100 млрд рублей. Тем не менее, это будут деньги тех же налогоплательщиков. Для сравнения, последний перерасчет пенсий, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, обошелся государству в 18,8 млрд рублей. «В среднем каждый пенсионер, которого коснулась эта программа, начал получать на 400 рублей в месяц. Можно только догадываться, насколько бы выросли доходы пожилых людей, если бы наша топливная отрасль регулировалась не за счет бюджетных субсидий, а рыночными способами», - прокомментировал Сергей Суверов.