С начала года стоимость литра АИ-95 в рознице остается в пределах 45–46 рублей, что внушает автомобилистам ощущение сиюминутной стабильности. По оценке «Ромир», около 70% респондентов уверены, что так или иначе ситуация с ценами на бензин находится под контролем правительства. Тем не менее, как полагает большинство владельцев личного транспорта, в ближайшее время положение может поменяться, причем не в лучшую сторону. «Несмотря на это, практически все — 93% автомобилистов — считают, что есть риск повышения цен на топливо», — отмечает директор количественных исследований холдинга Анна Советова.
Опасения рядовых водителей вполне оправданы. Во-первых, с 1 июля истек срок соглашения правительства с крупными топливными компаниями о заморозке цен на бензин. Во-вторых, первые признаки возможного роста розничной стоимости горючего уже налицо — по данным Росстата, в мае оптовые тарифы на бензин подорожали на 17,5%. Обычно подобные скачки служат предпосылкой будущего роста розничных цен на АЗС.
Новое джентльменское соглашение с нефтяниками о заморозке цен правительственные чиновники заключать не спешат. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего в правительстве ТЭК, в ручном регулировании розничной стоимости бензина нет необходимости. Вместо этого должен заработать так называемый механизм демпфера, предусматривающего рыночный способ стабилизации топливных тарифов. Он заключается в следующем: если сырьевые компании продают горючее на внутреннем рынке с дисконтом, даже несмотря на высокие мировые котировки нефти, то государство компенсирует им недополученные доходы; если же внутри страны цены на топливо растут быстрее инфляции, то нефтяники обязаны поделиться дополнительными доходами с бюджетом. Те, кто не захочет соблюдать условия демпфирующего инструмента и начнет необоснованно задирать ценники на своих АЗС, рискует попасть под санкции. «Если кто-то заиграется и посчитает, что можно проводить самостоятельную политику, то он за это поплатится. Придется вернуться к непопулярной идее, которую мы неоднократно обсуждали (прямым соглашениям о заморозке цен. — «МК»)», — предупредил председатель правительства Дмитрий Медведев.
По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, считать механизм демпфера полноценным переходом на рыночные рельсы ценообразования можно только с большой натяжкой. Препятствовать росту цен на АЗС будут отнюдь не законодательные инструменты, а банальная денежная компенсация, которую государство будет выдавать нефтяникам в обмен на обещание удерживать стоимость горючего на стабильном уровне. В прошлом году в виде подобных субсидий, которые выплачиваются из бюджета — то есть из средств налогоплательщиков, топливные компании получили 200 млрд рублей. В этом году в рамках механизма демпфера компенсация может составить 80–100 млрд рублей. «Бензин, возможно, дорожать и не будет, однако к рыночному способу ценообразования наша страна приблизится лишь условно. Стоимость горючего должна определяться не законодательными инициативами, а рынком: если нефть падает в цене, то бензин должен дешеветь, и наоборот. Правительство не должно выплачивать из бюджета субсидии нефтяным компаниям, которые отнюдь не бедствуют», — уверен эксперт.
В этой ситуации, как отмечает «Ромир», более половины россиян по мере необходимости готовы пересаживаться с собственного на общественный транспорт, а некоторые даже готовятся делать личные запасы горючего или вовсе отказаться от поездок на своих автомобилях.