На прошлой неделе состоялось совещание первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера, курирующего ТЭК Дмитрия Козака с участием представителей нефтяных компаний. На нем стороны решили не продлевать действие соглашения о ручном управлении ценами на бензин Аи-92, Аи-95 и дизель, фактически, они договорились о повышении стоимости топлива. Единственное ограничение, которое участники устно обговорили: рост цен на мелкооптовом рынке и автозаправках не должен превышать инфляцию.
Суть истекающего соглашения сводится в двух словах сводится к двум вещам. Во-первых, правительство, ФАС и нефтяники обозначили максимальные цены на бензин и дизтопливо: допускалась индексация на 1,7% в январе для компенсации повышения НДС и по 0,33% каждый месяц до июля. Во-вторых, стороны договорились о ежемесячном увеличении поставок топлива на внутренний рынок для избежания дефицита на нем.
Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее (особенно на фоне повышения топливного акциза) отправлять нефтепродукты на экспорт, из-за чего на российском рынке может образоваться дефицит, который провоцирует рост цен. Государство пообещало нефтяникам демпфирующий акциз — механизм субсидирования потенциальных недополученных доходов от экспорта при поставках на внутренний рынок. Однако на деле механизм работал не слишком эффективно. Теперь его решили доработать: законопроект с корректировками демпфера должен быть принят Госдумой до 25 августа и заработать еще раньше, с 1 июля. Сама корректировка заключается в том, что с июля изменится разница между экспортной и внутренеей ценой на бензин и дизтопливо, то есть выплаты компенсаций нефтяникам вырастут.
Предполагается, что источником финансирования возврата акциза в этом году станет Фонд национального благосостояния. Сумма компенсаций нефтяникам известна: 450 млрд рублей. По сути, государство залезет в собственные резервы, которые не трогает ни на индексацию зарплат, ни на социальные нужды.
По идее для потребителей ничего не должно поменяться: цены на бензин не должны расти в пределах инфляции, только раньше это было задокументировано в соглашении, а теперь об этом договорились негласно.
К слову, в розничной цене бензина себестоимость занимает лишь 20%: остальное — акцизы и налоги (70%), расходы и прибыль АЗС (10%). Топливный акциз был повышен с 1 января 2019 года. Собственно, из-за этого и возникла проблема с подорожанием бензина.
Повышение топливного акциза было ошибкой, которую правительству очень сложно признать, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Чтобы сгладить последствия используются демфирующий механизм, но на деле он не работает. Подтверждает его неэффективность тот факт, что цены на бензин растут, несмотря на соглашение об их фиксации. Если бы механизм работал, не разорялись бы независимые НПЗ. Их 8 из 37 крупных заводов в России, они производят 10% бензина на рынке. Все восемь НПЗ находятся на разных стадиях разорения. Страшно представить, что будет, если заводы обанкротятся вконец, и рынок лишится десятой части бензина. За один день цены взлетят в 2,5 раза», - предупреждает эксперт.
Он уверен, что восстановить доходность независимых НПЗ и даже снизить розничные цены примерно на 2 рубля может отмена топливного акциза, для которой сложились все условия сейчас. «Парадокс: от повышения акциза бюджет получил 450 млрд рублей — именно столько было направлено из ФНБ на стабилизацию бензинового рынка, то есть на компенсацию нефтяникам в рамках демфера. То есть чисто внешне отмена топливного акциза уже произошла: расходы бюджета нивелировали доходы, - говорит Танкаев, - Год назад, когда у нас подскочили цены на бензин, что сделало правительство? Снизило акциз. Механизм-то примитивный и работающий. Однако сделать это снова, видимо, мешают амбиции правительства. Оно слишком активно проводило кампанию по административному регулированию цен и теперь не хочет признавать свою ошибку».
Другой возможный вариант развития событий вместо официальной отмены акциза — отпустить цены на бензин в свободное плавание. «Цены тогда резко взлетят: примерно 9 рублей на литр Аи-95 в среднем по России», - отмечает наш собеседник.
Росстат сообщил, что в мае-июне цены на бензин выросли на 17,5%. Рустам Танкаев поясняет: «Это цены маленьких заправочных компаний, которые вынуждены закупать товар у перекупщиков. Иного пути у них нет, потому что независимые НПЗ вынуждены продавать бензин через биржу. Эти объемы бензина покупают либо оптовики или владельцы крупных сетей АЗС, которые придерживаются фиксированных государством цен. Маленькие АЗС, а их большинство на рынке, вынуждены покупать у крупных оптовиков уже по свободной стоимости. В связи этим смешно говорить, что у нас стабильные цены на бензин», - замечает эксперт Союза нефтепромышленников.
Сейчас в России из 25 тысяч автозапровок 40% АЗС входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они поддерживают установленные цены, но и для них большая нагрузка. Остальные 60% АЗС входят в маленькие, средние и крупыне сбытовые компании. Именно они находятся в зоне риска из-за бензиновой политики государства.
Независимые АЗС вынуждены выживать, поясняет Танкаев, для этого они поднимают цены, разбавляют бензин более дешевыми компонентами, не доливают в баки. В крупных городах таких заправок мало, они расположены либо на трассах, либо в глубинке, где нет конкуренции. «Вот такую мы создали рыночную экономику и конкуренцию», - с горечью иронизирует собеседник «МК».