От руководства Банка России давно уже ждут шагов, направленных на снижение ключевой ставки. Считается, что это важная мера для ускорения буксующего экономического роста в стране, поскольку чем ниже ключевая ставка, тем доступнее кредиты для бизнеса, тем масштабнее инвестиции, и соответственно, тем больше предпосылок для роста ВВП. Но ЦБ проявляет в вопросе ставки здоровый консерватизм - ведь он не отвечает за экономический рост, зато отвечает за стабильность национальной валюты и низкую инфляцию.
По обоим направлениям регулятор, удерживая ставку на высоком уровне -7,75% - вполне преуспел. Рубль стабильно стоит на рубеже 64-65 за доллар, даже если нефть дешевеет с $70 до почти $60 за баррель. В мае инфляция, достигнув пика (5,3%) замедлилась до 5,1% в годовом выражении. Это, конечно, больше целевого показателя в 4%, на который нацелен ЦБ, но значительно ниже тех 6-6,5%, что прогнозировали многие аналитики в связи с повышением НДС, акцизов и тарифов с начала года.
Ну а раз с макроэкономическими показателями, за которые отвечает ЦБ, все в порядке, то Совет директоров регулятора вполне может сыграть на понижение. И это будет весьма символично, поскольку, во-первых, произойдет впервые за последние 15 месяцев, а во-вторых задаст новый тренд надолго - хотя бы потому, что следующее заседание по ставке случится только после летних каникул, уже в сентябре.
Впрочем, пойдет ли Банк России на понижение ставки - доподлинно неизвестно. В своих публичных высказываниях последнего времени — сначала перед депутатами Госдумы, а затем на Экономическом форуме в Петербурге — глава регулятора Эльвира Набиуллина допускала такую возможность, «если ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом».
Независимые эксперты в подавляющем большинстве уверены, что время для долгожданного понижения ключевой ставки наконец-то пришло. «Вектор развития инфляционных процессов, а также наличие контроля над проинфляционными рисками оставляют Банку России достаточно места для принятия решения по снижению ставки», — утверждает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
Однако, с ценами все не так уж радужно: инфляционные ожидания населения, хоть и снизились за последний месяц, но по-прежнему высоки: 9,3% годовых, как показывают свежие соцопросы «инФОМ». А руководство ЦБ очень внимательно следит за данным показателем, и если сочтет его рискованным, может и дальше держать ставку высокой.
Есть и еще один важный фактор, который может удержать ключевую ставку на прежней высоте: это чересчур активный рост потребительского кредитования, который грозит превратиться в опасный финансовый «пузырь». О такой угрозе вслух на недавнем Петербургском экономическом форуме предупреждал глава Минэкономразвития Максим Орешкин. И хотя Эльвира Набиуллина прямо там же вступила с министром в спор, не согласившись с его доводами, но, как говорится, «осадочек остался».
Во всяком случае, на 1 мая 2019 года темп прироста потребкредитования составил 25,3% в годовом выражении, сообщил Банк России. В апреле банки выдали гражданам рекордную сумму за семь лет — без малого 448 млрд рублей. Рост выдач за год достиг 27%, а прирост портфеля — 29,3%. В общем, факт налицо: кредиты наступают, а задолженность растет.
Между тем, снижение ключевой ставки будет означать последующее снижение и банковских процентов по кредитам, а значит будет способствовать усилению кредитного бума. Что можно трактовать и как угрозу надувания «пузыря» с последующим громким «лопаньем». Подобный сценарий также может учитывать Совет директоров ЦБ.
Что касается влияния понижения ключевой ставки на курс рубля, то эксперты считают его незначительным. Но это не значит, что рублю ничего не грозит. Ближайшие 2-3 недели будут весьма показательны для курса национальной валюты. На 18-19 июня намечено заседание ФРС США, на котором ожидается решение по американской учетной ставке. Если ее повысят, то на фоне возможного понижения аналогичного российского показателя, средства спекулянтов начнут активно перетекать из рублевых в долларовые активы. Это чревато понижением курса российской национальной валюты.
Далее 25-26 июня состоится заседание Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, где будет решаться судьба соглашения о сокращении добычи «черного золота». Если участники картеля от него откажутся (а предпосылки для такого решения есть), то нефть может обвалиться и до $40, и до $30 за баррель. Во всяком случае, о такой угрозе предупреждали в последние дни и первый вице-премьер Антон Силуанов, и министр энергетики РФ Александр Новак. Если подобный обвал случится, рубль вряд ли останется индифферентным к цене нефти и наверняка покатится вниз вслед за ней.
Наконец, 28-29 июня пройдет саммит «большой двадцатки» в Осаке, ход которого способен обострить геополитические риски: введение западных санкций против России, которые ожидались еще с начала года, но были заморожены, срыв переговоров Путина и Трампа, усиление торговой войны между США и Китаем. Все эти события могут подтолкнуть биржевых спекулянтов к бегству от рубля, и, соответственно, грозят обрушить его курс.
«С моей точки зрения, Центральный банк России 14 июня снизит ключевую ставку с 7,75% до 7,5%. Это решение будет мотивировано замедлением инфляции и инфляционных ожиданий, - считает Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари», - Влияние данного решения на курс рубля и котировки акций будет минимальным. Естественно снижение ключевой ставки приведет к снижению банковских ставок как по депозитам, так и по кредитам. Однако, у нашего базового сценария есть риск. Если торговая война США и Китая вызовет обвал фондовых и сырьевых рынков, ЦБ будет вынужден не снижать, а повышать ставку. В этом случае цена нефти легко может уйти к уровню $30-35 за баррель. А ключевая ставка достигнуть 9-10%.