По данным сервиса Flows Explorer (компании «Рефинитив СА»), европейские терминалы в мае текущего года существенно нарастили объемы получаемой нефти. При этом последние события не повлияли на стоимость Urals в Европе. В начале апреля баррель Urals с поставкой в Северо-Западную Европу торговался на Лондонской бирже в пределах $65-67, к концу мая, после ряда скачков, вернулся к тем же величинам. И, по единодушному мнению экспертов, колебание цен на сырье связано с торговой войной между США и Китаем.
Сократившиеся поставки по «Дружбе» компенсируются радикальным увеличением танкерных отгрузок в портах, через которые отгружается нефть в Европу. По данным «Транснефти» в мае поставка через порт Новороссийск составила 3 млн т (+600 тыс. т к марту), через Приморск 4,6 млн тонн (+ 1,1млн т), через Усть-Лугу – 3,1млн т (+300 тыс. т). Причем через порт Усть-Луга в начале мая также отгружалась нефть с повышенным содержанием хлорорганики, однако доверие и здесь не было подорвано. Также, по сообщению «Транснефти», были предложены дополнительно две танкерные позиции по 100 тыс. т на восточном направлении. Востребовали одну.
Максимальная загрузка портов будет сохраняться до возобновления поставок по нефтепроводу «Дружба» на прежнем уровне.
Так, по информации того же Flows Explorer, польский порт Гданьск в мае планирует получать 2,16 млн т нефти, что выше уровня марта в 2,6 раза. При этом 65% этого объема обеспечено за счет поставок из портов системы «Транснефть» - Усть-Луга и Приморск. И это несмотря на все разговоры об отказе от российской нефти еще до попадания хлора в «Дружбу».
«Перевалка через два порта накручивает по $5 на каждый баррель нефти. При таких условиях восстановление трубопроводных поставок в полном объеме не вызывает сомнений», - считает эксперт Института развития технологий ТЭК Илья Надточей.
Что может помешать? Проблемы, связанные с компенсацией убытков. «Транснефть» обязалась покрыть убытки потребителей своих партнеров. Но если говорить юридическим языком, то круг их значительно уже, чем может показаться. Предположим, речь идет о польском НПЗ, на который попала нефть с хлорорганикой. Договор по поставке нефти заключен у НПЗ с польским оператором трубы. Тот, в свою очередь, заключал договор с белорусами. А уже белорусы с российской «Транснефтью»… Каждый договор надо будет рассмотреть в судах разных инстанций, везде возможны апелляции и прочие адвокатские уловки.
«Стороны постараются избежать судебных разбирательств и договорятся о «джентльменском» соглашении по выплате компенсаций», –– говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Кроме того, встанет и еще один вопрос – ну «Транснефть» призналась, пропустила хлорорганику. А почему качество не проконтролировали при переходе из одной страны в другую, почему не делали анализов на НПЗ? «Транснефть» ежедневно контролирует 10 основных параметров нефти. Хлорорганика станет 11-м. А как у европейских партнеров? Т.е. первоначальное предложение белорусов говорить не юридическим языком, а «по-совести», и означает обсуждение размера компенсации вместо череды бесконечных судов.
Глава концерна Total Патрик Пуянне 29 мая сообщил газете Le Figaro, что компания потребует компенсаций за очистку нефти из расчета $15 за баррель.
Общий объем заактированной «грязной» нефти, как сообщил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, составляет около 3 млн тонн. Если перемножить, то размер компенсации составит немногим более $300 млн. Собственно, это и есть цена репутации «Транснефти» – отсудить эти деньги нельзя, можно получить их при условии доброй воли, т.к. сама российская нефть в любом случае остается для Европы безальтернативной.
3 июня в Москве начались переговоры по величине компенсации. Размеры желания Запада озвучены. Слово за российскими компаниями.