История вопроса
Российский автопром все больше напоминает судьбу отечественного гражданского авиастроения — стратегическая отрасль может потерять не только позиции на рынке, но и компетенции в разработке и производстве коммерческого транспорта, на котором специализируется «Группа ГАЗ».
Уже более года со времени попадания в черный список Минфина США над компанией сгущаются тучи. Отметим, что единственный крупный российский производитель колесной техники оказался в зоне риска лишь по прихоти американских политиков. Компания, акционером которой является Олег Дерипаска, попала под санкции США 6 апреля 2018 года. После публикации так называемого кремлевского списка. По версии США, его фигуранты якобы несут персональную ответственность за предполагаемое вмешательство Москвы в ход выборов в США и другие якобы «злонамеренные действия» России. И хотя ни один из таких фактов вмешательства доказан не был, всех рабочих завода наказали из-за агрессивной позиции нескольких конгрессменов-русофобов.
«Санкции отражаются на работе компании. Сейчас трудное время», — признал Олег Дерипаска во время недавнего визита на завод в Нижнем Новгороде. По его словам, 6 июля может буквально стать последним днем работы предприятия. Если завод не сможет вернуться к нормальной работе после этой даты, то шансов на выживание у него нет, добавил он. Именно в этот день истекает срок продленных лицензий и санкции вступят в полную силу.
Озабоченность владельца предприятия можно понять. Опасаясь вторичных санкций США, работать с ГАЗом перестали некоторые поставщики и партнеры. Например, законсервировал сборочную линию на ГАЗе концерн Daimler. Кроме этого, усилили давление банки-кредиторы, усложнились межстрановые финансовые отношения в экспортной деятельности предприятия. Чтобы спасти завод и сохранить десятки тысяч рабочих мест, основной акционер готов отказаться от контроля над компанией, а руководство компании предложило правительству план спасения предприятия.
Спрос на соцтехнику
В конце марта руководство ГАЗа направило письмо с конкретными предложениями о вариантах поддержки отрасли и завода вице-премьеру Дмитрию Козаку. В нем речь не идет о прямой финансовой помощи. Руководители завода просят о стимулирующих мерах господдержки автокомпонентной отрасли и субсидировании потребителей социальной техники, которую производит ГАЗ. В первую очередь речь идет о покупке школьных автобусов, автомобилей скорой помощи, в которых остро нуждаются регионы нашей страны и которые пользуются большим спросом в муниципалитетах. Надежные и недорогие автомобили с логотипом фирменного оленя на капоте популярны и среди коммерсантов.
— Наша компания много лет использует исключительно автомобили марки ГАЗ, — отметил представитель транспортной компании ООО «ЛТК-НН» Виталий Бочкарев. — Они привлекают своей универсальностью, возможностью надстроить автомобиль таким образом, чтобы он соответствовал нашему виду деятельности. И немаловажно — это доступная цена по сравнению с зарубежными аналогами. На протяжении всего периода эксплуатации мы отслеживаем историю развития компании ГАЗ. За 20 лет эксплуатации машины стали более комфортабельными, надежными и продолжают развиваться. В производстве современных автомобилей ГАЗ используется много импортных компонентов. Если завод попадет под санкции, это оттянет назад развитие нашей автопромышленности, а также ударит по бизнесу предпринимателей — владельцев техники марки ГАЗ. Мы очень надеемся, что наш любимый завод не попадет под санкции и будет продолжать радовать нас техническими новинками. Если придется пересесть на иномарки, наши затраты увеличатся на 30–40%. Стоимость иномарок начинается от 2 миллионов в минимальной комплектации. За эту цену можно приобрести автомобиль ГАЗ с нужными надстройками и в богатой комплектации. Также важную роль играет наличие запчастей и невысокая стоимость технического обслуживания.
В этой ситуации закупки техники — не благотворительность в адрес санкционной компании. Кроме того, урезанные правительством РФ программы автопрома распределяются между всеми производителями. Например, в программах государственных закупок наравне со всеми могут участвовать и иностранные автомобильные марки, включая американский «Форд» и др. И это не глупая шутка, а факт!
Под грузом долга
Вторая часть предложений ГАЗа касается субсидирования кредитов. К сожалению, сегодня ключевой задачей ЦБ является низкая инфляция, а не рост российской экономики. Из-за этого кредитные ставки в нашей стране зашкаливают по сравнению с другими странами. К примеру, в начале года в РФ средняя ставка по ипотеке была более 10%, в КНР — 5,7%, в США — 4,8%, в ЕС — 2,3%. То же самое можно сказать и о секторе корпоративного кредитования. Дорогие ссуды позволяют промышленным предприятиям в лучшем случае только оставаться на плаву, многим не до развития и модернизации. Недорогие инвестиционные займы никто давно не выдает.
При этом мировые западные производители, работающие в России, берут за рубежом кредиты от материнских структур на инновационные технологические проекты практически по нулевой ставке. Закрытие дешевого западного финансирования из-за санкций вынуждает ГАЗ занимать на внутреннем рынке по существенно более высоким ставкам.
Именно поэтому «Группа ГАЗ» попросила государство предоставить помощь в субсидировании высоких процентных ставок. Что, к слову, является обычной практикой поддержки локальных производителей. Портфель субсидированных займов планируется увеличить из-за необходимости увеличить оборотный капитал в условиях санкционного риска. Во втором полугодии ситуация рискует ухудшиться, что может привести к снижению производства на 40%, и обслуживать кредит будет нечем. А кредиты в нашей стране стоят дорого. Ежемесячно компания выплачивает только по банковским процентам 700 млн руб.
С надеждой на авось?
— Мы пытаемся сфокусировать внимание правительства на необходимости быть готовыми к полномасштабному наступлению санкций, — сообщила вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. — Сегодня этой готовности в правительстве нет: мы видим избыточный оптимизм, иногда даже переходящий в русский авось. Надо понимать, что санкции затрагивают не только 40 тысяч наших сотрудников, но и предприятия наших поставщиков, партнеров, смежников, работающих в России. Известно, что одно место на автомобильном предприятии создает от 8 до 11 рабочих мест в цепочке смежников. Поэтому это риски для 300–400 тыс. человек, работающих в отрасли.
По мнению опрошенных экспертов, протекционизм в сфере промышленности является распространенным механизмом. Все развитые страны, декларирующие на словах курс на либеральную экономику, по факту защищают национальных производителей товаров. Например, США — апологет либеральной экономики и противник протекционизма — являются «чемпионом мира» по числу поданных против них исков в суде ВТО. В Корее субсидируют промышленность через систему особых экономических зон, в Китае — через систему национальных банков.
Правительство РФ еще не решило судьбу предложения ГАЗа. В аппарате Дмитрия Козака сообщили, что с учетом социальной значимости предприятия подобные обращения «тщательно рассматриваются», однако никаких решений по этому вопросу пока не принято.
«МК» будет следить за развитием ситуации вокруг «Группы ГАЗ».