С начала июля 2018 года ценообразование на российском топливном рынке регулируется методом «кнута и пряника». Именно тогда представители профильных ведомств правительства заключили соглашение с крупнейшими производителями сырья и основными отечественными торговцами горючим: розничные цены на бензин будут удерживаться на уровне весны 2018 года, даже если в последующий период будет стремительный рост мировых котировок на черное золото, от которых, в первую очередь, зависит стоимость готового топлива.
Подобный подход позволил сохранить цены на бензин для рядового населения страны (за последние полгода стоимость бензина росла гораздо медленнее инфляции), но эксплуатация такого инструмента в дальнейшем может нарушить применение Россией экономических механизмов регулирования потребительских цен: как на обывательские товары, так и на транспортные услуги.
Существуют другие, не связанные «с ручным управлением» предложения по стабилизации внутренних цен на горючее, которые за прошлый год выросли, по разным оценкам, на 10-12%. Одной из самых приемлемых рекомендаций можно считать идею «Роснефти», которая формируется не на повышении налогового изъятия, а предлагает привязать экспортные сборы к стоимости черного золота на международном рынке за счет «плавающего акциза» на экспорт сырья.
Инициатива «Роснефти» заключается в следующем. В настоящее время на формирование топливных цен активно влияют акцизы — государственные сборы на продажу углеводородов на экспорт и внутри страны. «Логика увеличения акцизов не связана с долгосрочной задачей и объясняется обычно текущими фискальными потребностями», — объясняет пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Компания уже направила подробные предложения по этому вопросу премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Речь идет, по сути, об универсальной системе ценообразования.
«Поскольку письму Игоря Ивановича Сечина, которое помимо нашей воли появилось в публичном пространстве, давались, опять же помимо нашей воли, весьма странные и не всегда корректные трактовки, согласно которым мы, якобы, предлагаем какие-то квоты, лицензирование и т.д., считаем целесообразным внести некоторую ясность. Наше предложение построено на максимально рыночном и максимально справедливом подходе ко всем участникам рынка. В то же время складывается впечатление, что регулятор не то что боится, но как бы опасается рынка, отказываясь упустить механизмы ручного регулирования», - отметил Леонтьев.
С момента появления топливной проблемы, когда внутренняя стоимость горючего росла гораздо быстрее инфляции, «Роснефть» неоднократно предлагала, чтобы все компании, добывающие нефть в нашей стране, были обязаны поставлять для внутренней переработки и получения легких углеводородов не менее 17,5% от добычи. «Это равняется объему внутреннего потребления. За счет этого, — полагает Михаил Леонтьев, — Россия добьется справедливого распределения нагрузки, связанной с диспропорциями налогообложения, и гарантирует баланс спроса и предложения на рынке».
Вследствие подобных действий уже не возникнет необходимость ручного регулирования топливной сферы в России. В отличие от ситуации, когда целый ряд добывающих компаний на фоне высоких мировых цен на черное золото минимизируют поставки внутренним потребителям. «Логика наших предложений не менялась с самого начала дискуссии по вопросам цен на топливо», — отмечает официальный представитель «Роснефти».
Призыв «Роснефти» направлен на введение «плавающего акциза», который привяжет фискальные сборы к мировой цене на нефть, чтобы одновременно стабилизировать доходы бюджета и смягчить издержки переработки. «При высокой цене на нефть акциз может быть меньше, поскольку у бюджета есть другие источники его пополнения, — объясняет Михаил Леонтьев. — При низкой цене акциз может увеличиться, поскольку более дешевое сырье позволит снизить убытки нефтеперерабатывающих предприятий. Мы не раз повторяли, что акциз должен платиться не на НПЗ, а на «колонке». Все аргументы «против» фактически играют на руку субъектам, работающим в теневом сегменте торговли топливом».
Представители нефтяных компаний поддерживают подобную инициативу. Многие из них подчеркивают, что результатом налогового маневра, проводимого государством в нефтяной отрасли в настоящий момент, может стать резкое снижение эффективности переработки сырья. Эта сфера в последнее время находится на грани, а то и за гранью рентабельности. Более того, существуют прогнозы, в соответствии с которыми в нашей стране создается ситуация, когда вертикально-интегрированные холдинги вынуждены брать на себя обязательства по компенсации убытков за счет иных видов деятельности.
«Если так сложилось — правильно все делать на равной и справедливой основе. В результате не будет никакой необходимости в ручном регулировании: введении квот и лицензировании. Это — рыночная логика. Ручное регулирование неизбежно вызывает диспропорции, создающие необходимость в дополнительном регулировании и рождающем их до бесконечности», — резюмирует Михаил Леонтьев.