Повседневные расходы россиян в марте показали существенный рост. Как отмечают в холдинге "Ромир", показатели прошлого месяца подтвердили тенденцию, наметившуюся в предыдущие годы. Однако в 2019-м "прибавка" оказалась рекордно высокой и составила сразу 11% к значениям февраля.
- Даже за вычетом инфляции уровень расходов оказался на самой высокой позиции за все годы наблюдений, если не считать декабрьских пиков. По всей видимости, сказываются последствия увеличения НДС, что продолжает стимулировать рост цен, - пояснили социологи.
При этом сумма недельных расходов и средний чек за одну покупку в магазине в период с 1 по 7 апреля, напротив, снизились - до 4280 и 526 рублей соответственно - по сравнению с позапрошлой неделей.
На этом фоне индекс потребительских настроений "Левада-Центра" отражает негативные тенденции в экономике. В марте 2019 года он составил 98 пунктов. Его показатели улучшились по сравнению с началом года, но остаются ниже, чем в марте 2018-го, и по-прежнему не могут выйти на докризисный уровень.
Индекс потребительских настроений состоит из оценок текущего положения дел и ожиданий будущих изменений. Существенное расхождение этих индикаторов может говорить о процессе преодоления кризиса, когда ожидания от будущего приходят «в норму» быстрее реальных изменений.
Интересно, что показатели индекса по Москве с начала роста кризисных настроений в 2014 году в среднем находятся ниже среднего по стране. В марте разница индекса между Москвой и Россией в целом составляет минус 7 пунктов.