Сразу хочу удовлетворить массовое любопытство: за грядущие 17 лет, согласно базовому прогнозу финансового ведомства, не произойдет ровным счетом ничего, и жить мы будем примерно также, как и сейчас. В чем-то чуть лучше, в чем-то чуть хуже, и не более того! Например, безработица, которая сейчас находится на низком уровне (4,8%), станет еще меньше (4,3%). А инфляция, которая по итогам 2018-го равнялась 4,3% снизится до 4%. Такие вот «тектонические» сдвиги планирует Минфин за 17 лет. Нет, конечно, какие-то параметры изменятся более заметно. Например, нефть марки Urals, которая сегодня стоит под $65 за баррель к 2036 году подешевеет на целых $10, а валютный курс изменится с нынешних 66 рублей за доллар до 74-х.
Но в общем, согласно Минфину, из многочисленных макроэкономических параметров будущего нет ни одного, который поразил бы воображение. И сей факт вызывает очень большие вопросы. Нет, конечно, можно только порадоваться тому, что финансовое ведомство не предвидит никаких спадов на горизонте 17 лет. Но удивляет, что никаких прорывов оно тоже не планирует. А ведь эти прорывы предусмотрены знаменитым майским указом президента от 2018 года. Например, Россия уже к 2024 году должна выйти на опережающие темпы роста ВВП и ворваться по этому параметру в пятерку мировых лидеров. Никаких следов подобного рывка в долгосрочном прогнозе Минфина вы не найдете. Нефть — надежда наша! — будет дешеветь, а производительность труда станет прирастать где-то на 2,5% в год. Ну и где тут рывок?
А еще у нас, согласно указу Путина, в два раза должна сократиться бедность уже через 5 лет. Но в долгосрочном прогнозе никаких предпосылок этого нет и в помине. Курс рубля будет и дальше понижаться, зарплаты будут расти медленно, безработица снижаться еще медленнее. Где же спрятана победа над бедностью?
На самом деле наша жизнь через 17 лет будет резко отличаться от той спокойной картинки, что нарисовал Минфин. Не верите? Давайте проведем небольшой эксперимент и мысленно вернемся на 17 лет назад — в 2002 год. Ведь мы точно знаем, какие параметры были в ту пору и как они менялись. Например, нефть тогда стоила менее $20 за баррель, к июлю 2008-го она взлетела до $133, в 2011-2014 держалась свыше $100, в декабре 2015-го падала ниже $40. Никакого постепенного подъема или медленного падения!
Доллар стоил в 2002 году 31-32 рубля, а, к примеру, в январе 2016-го за него давали под 78 рублей! Тоже сплошные американские горки. Ну или русские, как их называют в Америке... Начисленные зарплаты в среднем по стране 17 лет назад составляли, вы не поверите — 4360 рублей. Ровно в 10 раз меньше, чем нам платили в 2018-м (43400 руб.). Зато годовая инфляция тогда была 15%, потом она неоднократно падала и поднималась вновь (например, в 2012-м - 6,6%, в 2015-м — 12,9%, в 2017-м — 2,5%).
Прошу прощения, если я кого-то утомил этим обилием цифр. Но они наглядно показывают: за 17 лет экономика страны кардинально поменялась. Причем все изменения происходили абсолютно нелинейно и непредсказуемо. Например, два мощнейших экономических кризиса, случившихся за это время — 2008-2009 и 2014-2015 годов — полностью перелицевали наше экономическое бытие. Естественно, ни в каких правительственных прогнозах они не значились. Как не значились там и международные санкции, введенные по геополитическим причинам против России в 2014 году.
И последующие 17 лет будут столь же непредсказуемыми. Да чего там заглядывать в 2036-й? Нас уже в 2024-м ждет всем известное политическое потрясение. И как оно отразится на экономике, никакой Минфин не сосчитает.
Так что пусть на меня не обижаются чиновники финансового ведомства — наверняка, люди грамотные и компетентные. Разумеется, они понимают, что реальная жизнь изрядно перекроит те плавные тренды, что они вмонтировали в свой прогноз. Им приказали (уважающая себя власть должна заниматься стратегическим планированием!), они и написали абсолютно бессмысленный и никому не нужный документ, ценность которого, как говорится, не превышает стоимости бумаги, на которой он напечатан.
Тут, конечно, можно было бы вспомнить знаменитую поговорку от ходжи Насреддина про шаха и ишака, кто-то из которых непременно умрет к тому времени. Но шутить на эту тему как-то не тянет: хочется пожелать всем — и авторам прогноза, и его так сказать субъектам — нам с вами, благополучно дожить до 2036-го. И убедиться в том, что жизнь тогда будет совсем иной, чем написано в многомудром прогнозе Минфина. А уж к счастью другой или к сожалению, это мы, надеюсь, увидим своими глазами через 17 лет.